Урок по литературному чтению 3 класс ТемаВ гостях у АС Пушкина


План – конспект урока по литературному чтению в 3 «А» классе.

Тема: Творчество А.С. Пушкина Цель: Углубить знания о жизни и творчестве поэта. Знакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина в произведениях мастеров различных видов искусств.

Задачи: развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина через проектную деятельность;

Работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас

Воспитывать любовь к русской классической литературе, воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов, композиторов, художников;Развивать творческие способности школьников.

 

Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись романса А.Доргомыжского «Я вас любил», музыкальный фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе салтане»

Подготовка к уроку: Рассказ учителя о семье и детстве А.С. Пушкина, чтение стихов и рассматривание иллюстраций к произведениям поэта, заучивание отрывков из произведений А.С.Пушкина, конкурс чтецов, выставка детских работ по сказкам поэта.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока.

— Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране поэзии. А поможет нам в этом волшебный экран

По — моему велению,По нашему хотениюДоставь-ка, нас экран волшебныйДо места назначения.Крибле, крабле, бумс

Слайд 1

— Ребята, посмотрите, буквы на экране рассыпались, нужно поменять их местами, чтобы получилось слово.

— И, конечно же, вы все догадались о творчестве какого поэта мы будем сегодня говорить. Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину.

Слайд 2.

Портрет поэта, чтение строк из стихотворения Н.Саженковой «Есть много людей знаменитых на свете..»

3. Повторение.

Слайд 3

— Как вы думаете, почему А.С.Пушкина называют солнцем русской поэзии? (идёт обсуждение, затем на экране дети открывают шторки)

.-Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью, расскажите, что вы знаете об А.С. Пушкине, ответьте на мои вопросы.

Слайд 4 (дети проверяют ответы на экране)

1.Когда родился А.С..Пушкин?

2. В каком городе?

3. Где учился поэт?

4. Какой роман в стихах вы знаете?

5. Какое время года поэт любил больше всего?

6. Из какого произведения эти строки: « У лукоморья…»

— Давайте вспомним этот отрывок (читает заранее подготовленный ученик)

Слайд 5 (проверка на экране)

-Продолжим нашу беседу.

— Что вы видите на фотографиях, как называются эти места? (Царскосельский лицей, село Михайловское)

— Сколько лет было А.С. Пушкину, когда его отдали учиться в лицей? (12 лет)

— Почему Пушкин был отправлен царем в село Михайловское?

— Кто изображён на портретах? (бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна)

— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

— Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

— Сколько лет было маленькому Пушкину, когда он сочинил своё первое стихотворение?

— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка, няня и крестьяне семьи Пушкиных.)

— А.С Пушкин очень любил свою няню и считал её своим другом не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым Няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом во время ссылки в Михайловском. За эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Арину Родионовну Пушкин часто вспоминал в своих стихах и некоторые посвящены именно ей.

(стихи читают подготовленные ученики) Давайте послушаем, что он писал о ней.

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы и былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

********

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя, Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный, отдаленный путь: 

Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь…

— Молодцы, ребята, вы много уже знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

4. Работа по теме урока. Актуализация знаний.

— А сейчас, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете творчество поэта.

Слайд 6

— Какие строки относятся к произведениям А.С.Пушкина? (дети выбирают верные ответы на экране)

-Молодцы, ребята. Продолжаем!

Слайд 7

— Поменяйте местами строки, так, чтобы получилось стихотворение (работа с экраном)

— Из какого произведения эти строки? Молодцы!

Слайд 8

— Пушкин любил, изучал народное творчество. Ведь сказки , пословицы и поговорки содержат народную мудрость. Из каких произведений эти отрывки? (работа с проверкой на экране)

1. А народ приговаривал с укоризной: не гонялся бы ты поп за дешевизной ( О попе и работнике его Балде)

2. Но жена не рукавица с белой ручки не стряхнёшь.. (Сказка о царе Салтане)

3..Вот тебе невежа наука: не садись не в свои сани. (О рыбаке и рыбке)

Слайд 9

— Сколько всего сказок написал Пушкин? Назовите их. Для чего нужны сказки? (идёт обсуждение, затем ответы открываются на доске)

Слайд 10

— Перед вами сундук со сказками, распределите картинки по группам. (работа с экраном)

(Дети распределяют героев сказок, дают названия сказкам, заголовки которых отсутствуют)

Слайд 11

— Пушкин – великий поэт, его произведения (сказки, стихи, поэмы) получили свое продолжение в творчестве мастеров разных видов искусств: музыке, живописи; поэты и писатели тоже неоднократно обращались к сочинениям Александра Сергеевича.

Слайд 12

В 1899 г.Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы.

— В кого по сказке превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)

— Я предлагаю вам прослушать фрагмент из этой оперы и догадаться, о каком перевоплощении князя Гвидона говорит музыка? («Полёт шмеля»)

— Что объединяет литературный текст и музыку?- Что изобразила музыка?

Слайд 13

— В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три.Назовите их (работа с экраном)

 Чудо первое- белочка, чудо второе — тридцать три богатыря, чудо третье- царевна — Лебедь.(дети зачитывают отрывки из сказки)

Слайд 14

— На стихи Пушкина композиторы сочиняли романсы. Я предлагаю прослушать один из них –

А. Доргомыжский «Я вас любил»

Слайд 15

— 176 лет прошло со дня смерти поэта, а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его всё растёт. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. И если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя А.С.Пушкина

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Плещеева

Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу…..

— Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.

— И сейчас ученики нашего класса прочитают стихи собственного сочинения, которые они посвятили А.С.Пушкину. (Стихи читает Шишкин П., Юницкая А.)- Все вы, ребята, молодцы, замечательно справились со всеми заданиями Спасибо вам, ребята, за работу.

И в заключении предлагаю вам посмотреть музыкальный мультфильм в современной обработке, стихи А.С.Пушкина, музыка композитора Анатолия Быканова «Сказка о попе и работнике его Балде»






See also:
Яндекс.Метрика