Урок по курсу Основы православной культуры на тему Пасха


Урок по модулю « Основы православной культуры»

Тема урока: Пасха

Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре

Задачи урока:

Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.

Развивающая: усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи

Воспитывающая: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни

Формирование УУД: формировать умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос( познавательное УУД), определять задачи урока ( регулятивное УУД) и анализировать , удалось ли к концу урока решить поставленные задачи( регулятивное УУД)

Ход урока

Организационный момент.

Вступительная беседа. Подготовка к восприятию темы.

— Какое сейчас время года?

-Как называется ваше любимое время года?

-Я очень люблю весну. Весна – это радостное время пробуждения жизни, тепла и света. Почему люди еще любят весну?

— Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Пасха.

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

— Что бы вам хотелось узнать о празднике Пасха на уроке? Сформулируйте тему урока. Какие мы поставим перед собой задачи? Какими источниками информации мы можем воспользоваться на уроке?

3. Работа по теме урока.

1) Воскресение Христа.

— История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

— Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

— Что означает слово воскресение? Обратимся к учебнику.

Чтение статьи учебника на стр. 28

— Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей. От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?

Комментированное чтение статьи учебника стр. 29.

— Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

— Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

2) Русская Пасха.

Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева

Чистый понедельник

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни… по-мни… Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же… как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

— Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

-Какими красками вы бы описали его настроение?

— Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

Чтение поэтических отрывков.

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?

3) Традиции празднования.

— Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Чтение статьи учебника стр.30

— Что для вас оказалось новым в тексте учебника?

-Что было непонятным?

Рассказ учителя.( обобщение)

-Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры. Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца. Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

— Принято ли в вашей семье красить яйца ? Поделитесь своими впечатлениями.

— Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Самые распространённые орнаменты на писанках :

– солнечные знаки (круги, сочетания кругов, волнистые линии)

-растительные мотивы ( цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды)

— бесконечные спирали, прямые и волнистые линии – символизируют движение.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные яйца. А известные ювелиры создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, серебра, золота, стекла, камня. Самые известные – яйца фирмы Фаберже.

— Я предлагаю вам как один из вариантов домашнего задания придумать узор для раскрашивания пасхального яйца.

-Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.

2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем.

3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.

Игра.

— Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача — не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

4. Подведение итогов урока.

— Что было для вас новым на уроке?

— О чем вы расскажете дома родителям?

— Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?

— На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола.

— Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.

Прослушивание аудиозаписи.

5. Рефлексия.

-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

— Удалось ли нам их решить?

— С помощью каких источников мы узнавали новое?

— Какое настроение у вас в конце урока? Как вы думаете, почему?

6. Домашнее задание.

На выбор:

— придумать узор для пасхального яйца.

— нарисовать пасхальную открытку и подписать ее.

— расспросить бабушку или дедушку, как они в детстве отмечали праздник Пасхи.






See also:
Яндекс.Метрика