Урок по курсу ОРКСЭ Добро и Зло


Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Светская этика»

Тема урока: Добро и зло.

Цель: раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», научиться делать добро и отвечать на зло — добром.

Задачи:

Выработать понимание терминов «добро» и «зло», учиться чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство уважения и чуткого отношения друг к другу;

Развивать умение работать в группах, обобщать, делать выводы.

Воспитывать стремление к добру и неприятие зла. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям и природе.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, презентация, индивидуальные листочки для самооценки.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Ход урока

Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –  

                    Можно в беде, а можно в радости.

                    Вовремя есть, вовремя пить,

                    Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой, обожженною, солнце достать

                   И подарить его людям.

— Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

Сообщение темы урока.

Прочитайте эпиграфы на доске.

Эпиграфы:

 

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.

 

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.

Зло — с тьмой, тёмным, чёрным.

Подготовка к изучению нового материала.

-А сейчас послушайте одну притчу.

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” — и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы — и все отражения ответили ей тем же самым.Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала — тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла — эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.А наследующий день во дворец забежал ребёнок…и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

— Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир — это большое зеркало.А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…Мир именно таков, каким мы его делаем…»

Изучение нового материала.

-А сейчас посмотрите друг другу и улыбнитесь. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Как вы понимаете понятие «Добро»?

Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят. А как вы понимаете понятие «Зло»?

Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (учебник, словарь)

Самостоятельная работа. Работа в группах.

Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло в учебнике, третья и четвертая группы работают со словарями: третья группа – добро, четвертая – зло. Ищем определения.

Добро – всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру, то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.

Физкультминутка «Топаем — хлопаем».

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.

Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

Старшие ученики обижают младших.

Ученики дарят цветы учительнице.

Ребёнок помогает маме в работе по дому.

Отнять у младшего деньги.

Ударить ногой собаку.

Помочь однокласснику в учебе.

Помирить поссорившихся друзей.

Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.

Отвести домой заболевшего друга.

Закрепление.

Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?

Обсуждение картинок.

Работа с пословицами.

Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она — о добре или о зле.

Пословицы:

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Доброе слово и железные ворота открывает. (Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь — на беду набредешь. (Про зло).

3) Распределение качеств человека на две группы.

1.Качества – «помощники» добра – I вариант

2.Качества – «помощники» зла – II вариант

Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

 

4)Работа со сказками (работа в группах).

Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их.

Вспомните сказку и любого героя: либо злого, либо доброго. Проверяем.

5) создание проблемной ситуации

— Как проверить, добрые мы дети или злые?

— Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Рефлексия.

— Что нового вы узнали о добре и зле?

— Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

-А сейчас определите своё отношение к уроку. На листочках нарисуйте смайлик. Если урок:

1.Отличный, интересный, захватывающий, заставляющий работать — нарисуйте смайлику улыбку;

2.Нормальный, обычный – нарисуй ротик полоской;

3.Скучный, бесполезный, работа без интереса – нарисуйте опущенные уголки губ.

Домашнее задание.

— прочитать стр.12-13, написать сочинение «Мои добрые дела», нарисовать символы добра и зла.






See also:
Яндекс.Метрика