Урок по истории России Крещение Руси


Крещение Руси.

Урок проводится в 6 классе.

Оснащение урока: аудиозапись (П.И.Чайковский «литургия Иоанна Златоуста»), репродукции, картины, текст источника (отрывки из «Повести временных лет»).

Основные формы работы на уроке: составление плана – конспекта на основе рассказа учителя ,рассказа учеников и текста источника.

В начале урока звучит «литургия Иоанна Златоуста» Чайковсого.

Во вступительном слове учитель напоминает школьникам, что в 1988 г. отмечалось тысячелетие крещения Руси. Однако эта дата условна. Почему? Ответить поможет знакомство с источниками, в которых рассказывается о принятии Русью христианства. Ученикам предлагается по ходу урока составить план-конспект «Крещение Руси».

Существует предание о путешествии на Русь в I веке по Р.Х Апостола Андрея первозванного , одного из учеников Иисуса Христа. В «Повести о временных лет» описано так: «Андрей… прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим ученикам: видите ли вы горы сии? На сих горах воссияет благодать божия, будет город великий и воздвигнет Бог в нем много церквей». Он взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев».

Действительно, именно Киев стал городом первых русских храмов, колыбелью христианства на Руси. Но произошло это не сразу.

Учитель предлагает вспомнить, что известно о язычестве древних славян. Почему многие славянские народы, испытывавшие воздействие и Византии, и стран запада, и стран востока, пришли к христианской вере византийского образца? Обобщая ответы, учитель переходит к рассказу о крещении Руси. Ученики фиксируют упоминаемые в этом рассказе факты в плане-конспекте.

К IX в. Византийская империя стала важнейшим культурным центром и очагом христианской веры. В 862г. Византийский император Михаил по просьбе моравского князя Ростислава отправил к славянам с проповеднической миссией ученых монахов – братьев Кирилла и Мефодия, которые могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их. Хорошо знавшие славянское наречие Кирилл и Мефодий составили азбуку (кириллицу – основу русского алфавита), перевели на славянский язык богослужебные книги. Ко времени крещения Руси христианство уже было распространено среди южнославянских народов.

Первые эпизоды крещений русских князей относятся к концу VIII – началу IX в. В 860 г. киевские князя Аскольд и Дир совершили набег на Византию, появившись, «как молния, ниспосланная с неба», у Константинополя флотом из 200 ладей. Но попытка захватить этот легендарный город не удалось: по свидетельствам греческих источников, поднявшаяся вследствие заступничества Богородицы буря разметала русский флот. Оставшиеся в живых руссы сняли осаду. Одним из условий перемирия и заключенного позже на его основе договора любви и мира стало крещение руссов. Предполагают, что возвратившись домой христианином, Аскольд построил в Киеве церковь Ильи Пророка.

При киевских князьях Олеге и Игоре все более развиваются политические и торговые связи Киевской Руси с Византией. Византийцы знакомили послов князя Олега с христианской религией, показывая им храмы и священные реликвии. А в 944г., при князе Игоре, Русь подписала мирный договор с империей. Этот договор должен был утверждаться обеими религиозными общинами города Киев: Русь крещеная (христиане) приводилась к присяге в церкви Ильи Пророка. А Русь некрещеная (язычники) клялась на оружий перед Идолом Перуна.

Супруга Игоря – княгиня Ольга, с 945г. управлявшая государством от имени малолетнего сына Святослава, — не могла не считаться с тем, что христианство уже принято многими европейскими народами. В 955 г. Ольга в Константинополе приняла крещение. Ее крестил патриарх Феофилакт, а крестным отцом стал император Константин.

Княгине Ольге хотелось видеть христианином и своего сына Святослава. Святослав, прошедший большую часть жизни в походах. Погиб в 972г. вдали от родной земли язычником.

Старший сын Святослава. Ярополк, стал княжить в Киеве. Был женат на христианке и , возможно, сам принял крещение. Второму сыну. Олегу, досталась древлянская земля. Младшего сына Владимира воспитывала бабушка-христианка, которая и заронила в душу мальчика семена православной веры. Восьмилетний Владимир был отправлен Святославом в Новгород, под присмотр дяди Добрыни Любечанина, язычника.

В 980г. Владимир завладел киевским престолом, а Ярополк по воле брата был убит. Мудрый и храбрый Владимир вел жизнь порочную, был жестоким и мстительным. Став киевским князем, Владимир приказал на холме рядом со своим теремами поставить деревянных кумиров – изображения шести главных Богов славян. В том числе Перуна с серебряной головой и золотыми усами

В 983г. Владимир ходил на Ятвягов и покорил их. Возвратясь в Киев. Он совершил жертвоприношение Идолам. Старшины и бояре посоветовали Владимиру: «Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет, того и принесем Богам». Жребии пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина Федора. Посланные сказали отцу: «отдай сына Богам, они выбрали его себе в жертву». Федор же отвечал: «Ваши Боги-истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому поклоняются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам». Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном в сенях. Народ кричал ему: «Дай сына своего Богам!!» он отвечал: «Пусть Боги ваши сами придут и возьмут его, если они Боги. А вы о чем хлопочете?» — яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

Тем не менее именно при Владимире христианство стало государственной религией. Когда и как в душе князя Владимира произошел поворот к христианству, точно установить невозможно. Однако можно предположить, что Владимир задумывался над содеянным в своей бурной жизни, полной убийств, клятвопреступлений и разврата. Духовное опустошение, непреодолимое с помощью языческих обрядов, раскаяние привели Владимира к мысли о принятии христианства.

Давние связи с христианской Византией, пример стран западной Европы, знакомство с новой верой в Киеве, где уже давно были христианские храмы, способствовали тому, что Владимир решился принять христианство. Согласно летописи, сначала князь пригласил проповедников из разных стран, выслушал их, но выбора сделать не смог. Тогда посоветовавшись с боярами, он послал доверенных людей в разные концы света.

Учитель предлагает ученикам ознакомиться с отрывками из «Повести временных лет» и ответить на вопросы:

Куда и зачем направил послов князь Владимир?

Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота православных обрядов?

Чему руководствовался Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?

Воспроизведем этот фрагмент источника.

Фрагмент 1.

Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали: «идите к болгарам, к немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними».

Они же сказали: « ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечете, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе мы или на земле; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве».

Сказали же бояре: «если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

И спросил Владимир: «где примем крещение?»

Они же сказали: «где тебе любо».

Если верить летописцу, именно после этого испытания вер Владимир принял окончательное решение. Летописное повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой.

События, если верить летописцу, разворачивались так. В Византии началось восстание против императора Василия II, и положение его оказалось очень тяжелым. Василий обратился к киевским князю Владимиру с просьбой о помощи. Владимир согласился, но с условием, что женится на сестре императора Анне. Византийский монарх был вынужден принять это условие, но выдвинул свое: Владимир должен креститься, ведь Анна – христианка.

Владимир помог Василию II сохранить трон, но император не торопился выполнять свое обещание.

Тогда Владимир решил принудить Византию к исполнению данных обязательств силой, захватив город Херсонес ( Корсунь ) в Крыму. Анну срочно отправили в Корсунь, Владимир крестился. «Епископ же корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Многие дружинники, увидев это крестились», — повествует летопись . Сочетавшись браком с Анной, Владимир возвратился в Киев со священниками и иконами. По возвращении он крестил всех своих сыновей. По примеру князя крестились многие знатные бояре. Затем Владимир приступил к крещению жителей Киева, что тоже описано в «повести временных лет».

Фрагмент 2.

Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по боричеву взвозу к ручью и приставил 12 мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что – нибудь чувствует, но для поругании беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его нервные, так как не приняли они еще святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где – к берегу отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как зовется она до сих пор.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «если не придет кто завтра не реку – будь то бедный или богатый, или нищий, или раб – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь… Некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ.

Ученики изучают документ и обсуждают его содержание, отвечая на вопросы:

Где и как крестили киевлян?

Как поступил князь Владимир с языческими идолами?

Охотно ли расставались киевляне со старой верой?

После крещения киевлян христианская вера распространилась по всей Руси.

Познакомившись с 3-им фрагментом, ученики отвечают на вопросы:

Что нового появилось в жизни русского народа после принятия христианства?

Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?

Фрагмент 3.

Владимир приказал рубить церкви и ставит их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставит церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и отдавать их в обучение книжное…

Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество: «в те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязнычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему устранению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «помилую, кого хочу».

Далее один из школьников делает сообщение о князьях Борисе и Глебе.

Первые русские святые.

Борис и Глеб были младшими сыновьями Владимира, рожденные от матери – христианки, византийской царевны Анны. Братья были дружны. Когда Глеб и Борис повзрослели, отец послал их править в соседние уделы: Бориса – в Ростов, а Глеба – в Муром.

Летом 1015 г. печенеги в очередной раз напали на Русь. Владимир в это время был уже тяжело болен. Он вызвал из Ростова Бориса и послал его с дружиной воевать против печенегов. Вскоре Владимир умер. В «повести временных лет» так написано об этом: «тяжело Владимир… отверзли и поставили в церкви святой Богородицы, которую сам создал. Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем – бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормильце. И положили его в гроб мраморный и похоронили тело его с плачем». В памяти поколений осталось прозвище, данное князю народом, — Владимир красное солнышко, а русская церковь причислила его к лику святых.

Святополк, старший сын Владимира, воспользовавшись смертью отца, немедленно занял киевский престол. Но киевляне не любили Святополка и ждали возвращения Бориса с дружиной.

Возвратясь после напрасной погони за печенегами, на берегу реки Альты Борис узнал о смерти своего отца. Дружинники Владимира, бывшие с Борисом, стали уговаривать его идти в Киев и занять княжеский престол, но молодой князь отвечал, что не поднимет руки на старшего брата. Борис распустил дружину и остался с несколькими приближенными людьми. Когда Святополк узнал, что Борисово войско разошлось, он решился на убийство своего брата.

Святополк подослал верных ему людей к Борису. Когда убийцы ночью подошли к шатру князя, они услышали, что Борис поет заутреню. Убийцы дождались пока князь, помолившись, лег в постель, и тогда бросились на шатер, проткнули его копьями, пронзили Бориса и его слугу, который хотел защитить хозяина собственным телом. Так же убили других слуг и воинов.

Святополку было мало смерти Бориса: он боялся мести и соперничества в борьбе за княжеский престол. Он послал гонца к Глебу. «иди скорее, — велел князь сказать своему брату, — отец тяжело болен и зовет тебя». Глеб поспешил в Киев. Он был около Смоленска, когда старший брат Ярослав, княживший в Новгороде прислал гонцов с предупреждением, что отец умер, Борис убит Святополком и идти в Киев опасно. Но убийцы настигли лодку Глеба. Напрасно Глеб просил, чтобы ему оставили жизнь: злодеи заставили повара Глеба зарезать своего господина. Тело князя вынесли из лодки и бросили между колодами в глухом лесу.

Четыре года спустя Ярослав нанес решительное поражение Святополку и прогнал его, и занял великокняжеский престол. Ярослав узнал о месте погребения Бориса, но, где было тело Глеба, было неизвестно. Только через год останки Глеба были случайно найдены в лесу звероловами, перевезены в Вышгород и погребены рядом с Борисом. Тело Глеба, лежавшее на открытом воздухе в течение пяти лет, ничуть не повредилось от перемен погоды, оставшись нетленным, — ни птицы, ни звери не тронули его. Вскоре у могилы Бориса и Глеба стали происходить чудеса.

Святополк же бежал в Польшу, где бесславно закончил свою жизнь, войдя в историю под прозванием окаянный.

Завершает урок беседа, в ходе которой обсуждается значение крещения Руси. Результатом обсуждения становится записи в планах – конспектах. Учитель предлагает ученикам дополнить записи дома после ознакомления с текстом параграфов учебника и иными материалами.

Следующий урок можно начать с обсуждения этой проблемы – с учетом новых фактов и доказательств, подобранных ученикам в ходе выполнения домашнего задания.

В итоге в тетрадях появляются планы – конспекты «первые шаги христианства на Руси» и «значение крещения Руси».

Значение крещения Руси.

План – конспект.

Крещение Руси – явление прогрессивное. Об этом свидетельствуют:

Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.

Укрепление государственной власти и порядка в стране.

Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.

Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.

Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства,…

Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

Подъем духовности Руси, появление монастырей.






See also:
Яндекс.Метрика