урок по информатике в 6 классе на тему Циклический алгоритм


Конспект урока

Аттестуемый педагог Гищенко Вера Сергеевна

Предмет информатика и ИКТ 6 класс

Тема урока «Циклический алгоритм».

Цели урока:

В ходе урока повторение основных понятий темы «Алгоритмы», обратив особое внимание на понятие циклического алгоритма.

Отработка учащимися навыка решения задач по составлению циклических алгоритмов.

Применение на практике команд повторения

развитие познавательного интереса.

Развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимательности.

воспитывать ответственность, активность стремления к учебе, аккуратность при выполнении практических работ

Оборудование:

Кроссворд «Изучаем алгоритмы» (для каждого ученика) ( Приложение №1);

Рисунки с изображениями циклических алгоритмов в природе «Смена времени суток» и «Смена времен года» (Приложение №2);

Карточка ученика (приложение 3)

компьютеры;

проектор.

Предполагаемый результат:

понимание значимости изучаемого материала в курсе информатики;

развитие навыков самостоятельной работы за компьютером;

формирование представления учащихся о том, что;

осуществление индивидуального подхода на уроке

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель: подготовиться к продуктивной работе на уроке

Цель этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Задачи:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся .Готовность класса и оборудования к уроку. Быстрое включение класса в деловой ритм. Кратковременность организационного момента.

Метод: словесный, беседа.

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Учитель: Информатику у нас

Изучает 6 класс;

Долго-долго говорим,

Что такое алгоритм.

Есть об алгоритме молва, что он ум в порядок приводит. Потому хорошие слова говорят о нем в народе.

Вы уже знаете, что такое алгоритм. Напомните мне? (1 человек)

Мы с вами научились различать типы алгоритмов. Какие? (1 человек)

Ученики: Алгоритм – конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Алгоритмы бывают трех типов: линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением.

Учитель: Сегодня на уроке речь как раз и пойдет об одной из разновидностей алгоритма, а какой вы сами сможете сказать, выполнив первое задание.

Перед вами на парте находится кроссворд. Он поможет проверить вашу готовность к уроку и подскажет его тему .

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель: продемонстрировать знания об основных видах алгоритмов, графическом способе записи алгоритма.

Цель этапа: Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявить причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

Задачи:

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Метод: познавательная игра (кроссворд)

Учитель: Ребята, время для работы с кроссвордом истекло. Теперь, пожалуйста, поменяйтесь кроссвордами с соседом по парте. Я буду зачитывать правильные ответы, а вы карандашом проверять. После проверки поставьте оценку по тем критериям , которые вы видите на экране и с обратной стороны ваших кроссвордов.

Учитель: Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки. Теперь те, кто допустил 1-2 ошибки. Кто сделал 3-4 ошибки? А есть у нас такие ученики, кто сделал 5 и более ошибок?

Что вызвало затруднение?

В случае, если учащийся при ответе на вопрос, затрудняется ответить, то учитель спрашивает у остальных. Если вопрос вызвал затруднение у всех, то учитель сам комментирует его и разъясняет.

Методы стимулирования: похвала.

Критерии оценивания : (с обратной стороны кроссворда) Если нет ошибок- оценка 5, если 1-2 ошибки – оценка 4, если 3-4 ошибки- оценка 3.

3.

Актуализация знаний учащихся. Комментарии по выполнению практической работы. Данный этап предполагает:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель: научиться составлять циклические алгоритмы, записывать их разными способами.

Цель этапа: Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

Задачи:

Обеспечение восприятия осмысления и запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в циклических алгоритмах. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Метод для учителя: словесный, рассказ.

Метод для учеников: демонстрационный.

Фронтальная работа учителя с учениками.

Учитель: У нашего кроссворда, кроме проверки знаний, была еще одна цель — выяснить тему урока. Давайте сформулируем её. (Ученики формулируют).Итак, в центре внимания − алгоритм с повторением. Сегодня мы с вами вплотную поработаем с данным типом алгоритма.

Примеры:

Иван каждый день играет с ребятами во дворе в футбол.

Руслан ежедневно отказывается от утренней пробежки со старшим братом.

Маша зимой часто болеет и редко посещает уроки физкультуры.

Что общего в этих примерах? (1 – 2 ученика)

Вывод: В каждом из примеров – повторение каких-то действий.

Учитель: в нашей жизни, очень много повторяющихся действий. Посмотрите на доску. В природе из года в год сменяют друг друга зима, весна, лето и осень. День и ночь. Происходит круговорот воды. Приведите примеры повторений в вашей жизни.

Ученики: расписание в школе, распорядок дня.

Учитель: Что же называют в информатике алгоритмом с повторением?

Ученики: Алгоритм, в котором какие-либо действия часто повторяются.

Учитель: Давайте запишем определения алгоритма с повторением. Такой алгоритм еще называют циклическим.

Алгоритм с повторением – это алгоритм, который предусматривает многократное повторение каких – либо действий, пока выполняется некоторое условие.

Учитель: Любой алгоритм мы с вами изображаем в виде блок-схемы. Давайте попробуем составить схему для следующей задачи

Задача 1. (на доске 1 человек)

Миша – спортсмен. Его утро начинается с зарядки: он 30 раз отжимается, затем обтирается холодным полотенцем, собирается и идет в школу.

начало

отжимается

Обтирайся полотенцем

Отжался 30 раз

конец

Собирается, идет в школу

Да Нет

Какое действие повторяется несколько раз?

«ОТЖИМАЕТСЯ» => алгоритм с повторением

Задача 2. (каждый ученик в тетради)

Запишите алгоритм по предложенной блок-схеме.

нет

да

Мише надо усерднее заниматься

начало

Миша занимается в секции легкой атлетики

Миша выполнил норматив по бегу?

конец

Миша стал кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике

Метод мотивирования: похвала.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель: Научиться применять циклические действия на практике.

Цель этапа:

Научить составлять и применять циклические алгоритмы на практике ;

Задачи:

Предоставить инструкцию по выполнению работы;

контролировать правильность выполнения заданий инструкции учащимися;

осуществлять консультацию во время выполнения работы.

Метод: практический.

За полностью выполненную практическую работу учащиеся получают «отлично», за правильное выполнение трех заданий – «хорошо», за правильное выполнение двух заданий – «удовлетворительно». В конце урока, после выполненной практической работы, учитель ставит каждому ученику оценку за урок.

Каждый ученик имеет возможность выбрать программу в которой он будет создавать рисунок. Необходимо продумать свой алгоритм выполнения задания.

Учитель: Вы знаете кто такие мультипликаторы? Мультфильм – это результат тяжелой и кропотливой работы. Ведь каждое движение героя это десятки листов с его изображением. И если эти листы быстро перелистать, то можно увидеть, как колобок убегает от бабушки, волк догоняет зайца. А как вы думаете можно ли нарисовать хотя бы дважды абсолютно одинаковых зайцев. Конечно, нет. А как же сделать, чтобы свое положение изменили только руки, а все остальное осталось прежним. Правильно, путем копирования . Попробуем себя в роли мастеров мультипликаторов – создадим фрагмент мультфильма « Девочка на скакалочке». Вам необходимо продумать алгоритм создания 4 слайдов, на которых будет изображена девочка со скакалочкой и, выбрать программу, в которой вы будете её создавать. А чтобы она начала прыгать, нужно изменять положение рук и скакалочки.

Ребята занимают места за компьютерами и приступают к созданию заготовок

Все вместе делаем анализ ошибок. Как правило, слабые ученики не успевают выполнить все задания. Затруднение возникает из-за большого количества лишних действий, которые ученики выполняют из-за неточно составленного алгоритма.

5.

Задание на дом, включающее:

постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом ;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель: Закрепить полученные знания о циклическом алгоритме в ходе выполнения домашней работы.

Цель этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения.

.

Задачи:

обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

нацелить учащихся на творческое выполнение работы;

предупредить о возможных затруднениях и способах их ликвидации.

Методы: инструктирование.

Учитель: Запишите домашнее задание.

Параграф 3.4 (3) вопросы после параграфа № 10-14

попробовать дома составить свой собственный неповторимый узор из повторяющихся элементов и принести на следующий урок получившийся файл на любом из носителей информации. Главное , чтобы вы смогли объяснить как вы делали этот рисунок и почему именно так.

Посмотрите перед вами на парте лежат листы цветной бумаги. Выберите любой цвет какой вам понравится и нарисуйте смайлик, который будет характеризовать то, как вы усвоили материал. Если вам все понятно, и вы считаете, что достигли цели урока, то ваш смайлик будет улыбаться. Если вам понятен материал, но есть вопросы- то нарисуйте серьезное лицо. Если вам материал не понятен или у вас много вопросов, то смайлик будет хмурой, и мы с вами обязательно проработаем все возникшие вопросы.

.






See also:
Яндекс.Метрика