Урок по географии в 9 классе


Тема урока :Народные промыслы России

Цели:

Образовательная :познакомить учащихся с географией народных промыслов Центральной Росии , их историей, художественной ценностью предметов народного промысла .

Воспитательная: воспитывать способность эмоционального восприятия изучаемого материала, чувства гордости и патриотизма за нашу родину, формировать духовно- нравственное отношение к художественным промыслам России.

Развивающая: использовать межпредметные связи с литературой, русскис языком, мсторией, изобразительным искусством и трудовым обучением.

Тип урока : формирование знаний

Методы обучения :

1.Репродуктивный

2.Проблемно-поисковый

Средства обучения:Карта России (административно- территориальное деление), таблицы «Народные художественные промыслы России», атласы, изделия Хохломы, Гжели, матрешек, дымковской игрушки и т. д. выставка литературы с эпиграфом «И Россия как Аленушка предстает во всей красе», на классной доске эпиграф:

И сегодня я хочу воспеть и восславить

«Сердце доброе ,

Щедрость до разум,

Руки искусные люда русского»,

И словарь терминов : Искусство, Промысел, Рисунок, Орнамент, Узор.

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Постановка целей

3.Актуализация знаний

4.Формирование знаний

5.Первичное закрепление и систематизация полученных знаний

6.Домашнее задание

7. Итог урока

ХОД УРОКА

Организационный момент

— проверка присутствующих

— наличие оборудования и средств обучения и учащихся(атлас, таблица, учебник)

2. Постановка целей урока

Целью нашего урока является знакомство с географией народных промыслов России, их историей , художественной ценностью предметов народного промысла.

3.Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

а ) Назовите межотраслевые комплексы, которые мы изучили?

Предполагаемый ответ : Машиностроительный, топливно- энергетический комплексы, комплекс конструкционных материалов.

б)Назовите основной состав комплекса конструкционных материалов ?

Предполагаемый ответ: Серная и цветная металлургия , химическая промышленность , деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная, промышленность строительных материалов.

в)Какие области входят в экономический район Центральной России?

Предполагаемый ответ: Московская, Владимирская, Калужская, Нижегородская, Кировская, Костромская и т. д.

4.Формирование знаний .

Вопрс :Ребята, как вы думаете , тема нашего урока может являться проделжением изучения межотраслевых комплексов? Если «да», то как вы назовете этот комплекс, если «нет», то почему?

Предполагаемый ответ:такой комплекс существовать не может , так как каждый народный промысел является частью какого- либо комплекса (например, изделия из Хохломы-лесная промышленность)

Вопрос: Что, по вашему мнению, иностранцы пребывающие в нашей стране, могут увезти к себе на родину в качестве сувенира?

Предполагаемый ответ: матрешка, лапти, валенки, самовар и т. д.

Учитель: Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту.У каждого государства свой исторический путь развития, который отличается от других стран .Различия в условиях жизни нашли отражения в искусстве, культыре, быте.Важным элементом культуры и быта населения являютс я народные промыслы. Каждый промысел имеет свою дату рождения , свою историю, свое местечко, свою родину.Поэтому, ребята, по ходу урока мы должны заполнить таблицу, которая у каждого из вас лежит на рабочем столе (читаем названия граф а таблице)

Промысел

Дата образования

Отрасль прмышленности

Сырье

Основные цвета

Место возникновения, развития

Гжельский фарфор

Конец 19 в.

Строительные материалы

Глина

Синий, белый

С. Гжель, Московская обл.

Дымковская игрушка

19-начало20в.

Строительные материалы

Глина

Белый, красный, зеленый, желтый

С.Дымкова, Кировская обл.

Русская матрешка

19в.

Лесная промышленность

Древесина

Красный, желтый

Г.Сергиев Посад, Московская обл.с.с.Семенов ,Полховский Майдан, Нижегородская обл.

Хохломская роспист

19в.

Лесная промышленность

Древесина

Золотистый, черный

С. Хохлома, Нижегородская обл.

Что мы должны узнать и заполнить на уроке, чтобы ее заполнить?

Народные промыслы в нашей стране разнообразны и различаются по:

используемому материалу,

тезнике и технологии изготовления,

готовой продукции

У каждого промысла есть своя родина – место возникновения и развития.Все русские народные промыслы можно разделить на 4 группы(по принадлежности к отраслям промышленности):

Черная и цветная металлургия

Лесная промышленность

Промышленность строительных материалов

Текстильная промышленность

Каждое изделие имеет свои характерные цвета.

Учитель: Рябята, а что вы можете сказать о возрасте народных промыслов России?

Ученик: Если представить возраст народных промыслов, то он очень давний.Сохранил искусство народных промыслов народ. Оказывается почти все богатство нашей многонациональной культуры донесло до нас крестьянство-сельские жители.

А сейчас, ребята мы познакомимся с вами с одним из народных промыслов России.

Ученица: Я приглашаю всех в путешествие по Центральной России в центр народных промыслов: Подмосковье, Раменский район, с.Гжель( показывает на карте России). Здесь производят известный на всю Россию гжельский фарфор. Время образования промысла 18 век. Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть «лучшею из делаемых в России».Что только ни делают в Гжели : чашки, кувшины, вазы, фигурки людей и животных.

Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Взгляните, ребята на выставку, полюбуйтесь красотой! И, если отныне бело-синее фарфоровое чудо будет появляться в ваших квартирах, то оно принесет в них синеву неба, свежесть цветов, и это будет обозначать, что вы помните и любите настоящую красоту.

Ученик: А вот в гости к нам пожаловала дымковская игрушка!

В Дымково любили песни, пляски

В селе рождались чудо- сказки,

Вечера зимою длинной,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно- расписные

Ученица: И так вы поняли, ребята, что родиной Дымковской игрушки является село Дымково, что на реке Вятке (показывает на карте). В 19-начале 20 в. В Дымково жил ремесленный люд: рыбаки, кузнецы, сапожники ,гончары и игрушечницы- авторы небольших ярко- раскрашенных игрушек .

Делали игрушки в основном зимой и ранней весной , когда шла подготовка к большой весенней ярмарке. Эта традиционная ярмарка проходила ежегодно в мае в городе Кирове (показывает на доске). Раньше этот город назывался Вяткой. Отличительной чертой этого праздника был свист, отчего и сама ярмарка получила название свистунья или свистопляска. Все посетители ярмарки считали своим долгом посвистеть в свистульки. Дымковские игрушки были разнообразны : здесь и всадники, уточки, лошадки, барышни, расписные птицы и многое другое.

Какую бы вы из игрушек не взяли, сразу видно- это неповторимая дымковская.Честь и хвала дымковским мастерицам.

Ученица: Разные бывают на свете куклы ; из дерева, материи,глины и соломки, резиновые и стеклянные.А есть особые куклы – матрешки. Первая матрешка появилась плчти 100 лет назад. Игрушечный мастер Василий Звездочкин из Сергиевого Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сеогей Лизмотин раскрасил ее.Получилась девочка розовощекая, с льняными волосами в простой крестьянской одежде: сарафане, переднике, платке с цветами. Ну ни дать ни взять русская матрешка-Матрена- имя в то время очень распространенное . Сейчас матрешек делают в городах Семенов и Полховский Майдан Нижегородской области( показывает на карте)

Учитель: Родина матрешки- Япония. Фукурума- так эту куклу называют в Японии( мудрец, божество, счастье о долголетие означает эта кукла)

Ученик: Рассмотрим экспозицию « роспись по дереву», на которой представлена хохломская роспись. Золотая хохлома радует буйством красок, чарует, ласкает душу, вызывает восторг и уважение мастерам, создавшим эту красоту.

Хохлома- старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов Нижегородской области. Широкий размах изготовление деревянной посуды получило в 19 веке, хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы.

В настоящее время ведущими являются «коренные «фабрики «Хохломской художник» в с. Семеново Ковернинского Района Нижегородской области

Ученица : работу любого мастера можно охарактеризовать:

Взял у осени ненастье,

У весны благоуханье,

У народа взял я счастье,

И безмерное страданье.

Спиридон Дрожжин.19 в.

Учитель: Ребята , еще раз посмотрите на эти творения, созданные из простого материала : дерева, металлаи глины. Они являются истинными произведениями декоративно-прикладного искусства.Красота , польза и творчество были всегда неотделимы для русского человека.

Ребята, мы познакомились только с некоторыми промыслами народов Центральной России, однако есть же и жостовские подносы, ростовская финифть, палеховская шкатулка, павлопосадские платки и многое другое.

5.Первичное закрепление и систематизация полученных знаний

Учитель: А теперь ребята , давайте проверим как вы заполнили таблицы.

Вопросы:

а) Какое сырье использовали для производства изделий рассмотренных нами сегодня промыслов( Гжель, Хохлома, Дымково,русская матрешка)?

б)К каким отраслям промышленности вы можете отнести эти промыслы?

в) В каких субъектах Федерации сосрадоточены данные промыслы?

6. Домашнее задание

Учитель: к следующему уроку найдите материал о других народных промыслах Центральной России и заполните таблицу, начатую на уроке.

Итог урока:

Учитель: Ребята подведем итог урока , обратимся к проблеме!!!

Почему предметы народных промыслов являются до сих пор символами современной России!!!!

Примерные ответы:

— связь с предками

— красота родной природы

— определяют специализацию некоторых экономических районов

— определяют экспорт России и специализацию страны.

Учитель: Время сейчас очень сложное: стране необходим рост экономики, а главноенедостает чувства гражданской ответственности и патриотизма

Александр Невский в трудные для Руси времена, сидя высоко на седле,владимирцам :

« ВЫДЮЖИМ!»






See also:
Яндекс.Метрика