урок по географии в 8-м классе по теме Растительный и животный мир России


Открытый урок по географии в 8-м классе по теме «Растительный и животный мир России»

Курдяева Т.А. Учитель географии

Цели урока:

Образовательные — Усвоение и закрепление ведущих идей темы. Методические подходы к изучению темы основываются на учете большого нравственного потенциала содержания, значительного объема фактического материала, достаточно широких знаний учащихся о растительном и животном мире, приобретенных в курсах зоологии и ботаники. Задача учителя: придать уроку обобщающий межпредметный характер, показать общие закономерности размещения растительного и животного мира, способствовать развитию экологического мышления учащихся.

Развивающие — Развитие творческих способностей учащихся. Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения. Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека.

Воспитательные — формирование экологического мышления и культуры у учащихся. Развитие толерантности и коммуникативных навыков. Формирование целостной картины мира.

Оборудование:

компьютер,

настенная карта «Природные зоны России»,

экспозиция картин и плакатов учащихся.

Литературные источники, используемые при подготовке к уроку:

1.География «Природа России» 8 класс, И.М. Раковская, Просвещение, 2004.

2.Энциклопедия для детей. География. Москва. Аванта + , 2001.

3.Энциклопедия для детей. Биология. Москва, Авнта +, 2001.

План урока (для учителя):

Организационный момент, постановка целей и задач урока, психологический настрой / 3 мин

Актуализация знаний /5 мин

Презентация проектов /30 мин

Повторение изученного на уроке /5 мин

Подведение итогов урока /2 мин

План урока (для учеников и на доске):

Роль растений в природе.

Взаимосвязь растений и животных.

Закономерности размещения природных зон России.

Характеристика природных зон.

Охрана органического мира.

Оформление класса: на доске тема и план урока, эпиграф урока.

Эпиграф урока:

Как яблоко на блюдце, У нас земля одна,Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна.

Не мудрено добратьсяДо скрытых тайников,разграбить все богатствау будущих веков.

Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня,Нам пировать позорноВ счет будущего дня.

Поймите это, люди,Как собственный приказ,Не то земли не будетИ каждого из нас.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас очень необычный урок. Нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа . Сегодня на уроке мы должны с вами показать общие закономерности размещения растительного и животного мира. На уроках географии мы изучали особенности природных зон России.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя.

На протяжении своей жизни человек потребляет в качестве пищи огромное количество веществ, которое он получает из растений и животных. Он использует растения для производства лекарств, строительства жилищ, как промышленное сырье. Чем больше живет человек на Земле, тем больше полезных для себя свойств он обнаруживает у растений. Изучая их тайны, ученые делают ценнейшие открытия, которые используются во многих сферах нашей жизни.

III. Изучение нового материала.

Все большее значение приобретают знания о растительных и животных сообществах. Это непросто совокупность растений и животных, а особое природное образование, создающее специфические условия для ведения хозяйственной деятельности человека, на специфику духовного мира человека, на традиции народов, живущих в нашей стране.

Совместная работа учителя и учащихся, используя карту «Природные зоны России».

Далее по каре растительности и животного мира учащиеся определяют основные природные зоны, а учитель предлагает объяснить закономерности их размещения. Для этого им необходимо вспомнить об условиях жизни растений и животных, о природных зонах Евразии и суметь их обобщить.

В процессе работы учитель задает следующие вопросы:

1. Почему природные зоны сменяются с севера на юг?

2. Каковы особенности растительных и животных сообществ тундры и чем они объясняются? Почему в тундре береза и ива меньше грибов?

3. Какие причины способствуют смене тундры лесотундрой? Как увеличиваются природные ресурсы лесотундры по сравнению с тундрой?

4. Определите границу лесной зоны и условия, в которых произрастают леса.

5. Почему леса сменяются лесостепью и степью?

6. Оцените условия жизни и природные ресурсы степной зоны.

7. Укажите причины формирования полупустынь и пустынь. Почему распространение пустынь в основном совпадает с областью внутреннего стока?

8. Сделайте общий вывод о размещении растительности и животного мира на территории нашей страны.

Учитель.

Действительно, в самом тесном единстве с растительными сообществами размещаются и животные: млекопитающие (их около 300 видов), птицы (700 видов), пресмыкающиеся, насекомые (около 70 тыс. видов). Каждый вид животных, так же как и растений, приспосабливается к определенным условиям жизни. Животные находят источники существования и в арктической пустыне, и в тундре, и в песках, и на равнинах, и в горах.

Далее, учащиеся характеризуют особенности природных зон России, используя презентации

IV. Презентация проектов «Природные зоны России».

Презентацию мы построим следующим образом

1. Отчет о работе над проектом.

а) название природной зоныб) количество слайдовв) какие объекты использовалисьг) какой литературой пользовались?

2. Характеристика каждой природной зоны, сопровождающаяся компьютерной презентацией.

3. Вопросы к выступающему.

4. Оценка проекта одноклассниками.

Презентация проекта «Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры.

Презентация зоны тайги

Презентация зоны смешанных и широколиственных лесов

Презентация зоны степи.

Презентация зоны пустынь и полупустынь.

Учитель.

Ребята, вы создали прекрасные проекты и по оформлению, дизайну презентаций, и по содержанию — дали полную характеристику природным зонам, показали взаимосвязь природных компонентов.

V. Охрана органического мира.

В последние годы мы часто слышим об изменении климата на земле, ученые говорят о возможном смещении земной оси, о сильном загрязнении географической оболочки. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Вопрос: Каковы пути решения природоохранных проблем на сегодняшний день?

Ответ: На современном этапе можно выделить следующие пути охраны окружающей среды:

Создание очистных сооружений.

Рациональное размещение » грязных производств».

Разработка новых природоохранных технологий.

Слово учителя: Несмотря на все это экологическая проблема является на земле глобальной. Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Человек изменяет все оболочки планеты. Это приводит к истощению природных ресурсов, обострению экологических проблем. Надо помнить, что на этой планете живем мы не одни. Экологические катастрофы, происходящие по вине человека, прежде всего, влияют на изменение климата земли, изменяются природные условия среды обитания растения и животных. Они в первую очередь страдают от нашей деятельности.

 Вопрос: А что бы вы предложили по улучшению окружающей среды?

Ответ: Мы предлагаем включить в пути решения данных проблем использование средств массовой информации. В газетах и журналах печатать статьи о нелегкой жизни животных, об ухудшении нашей среды обитания. Создавать заповедники, национальные парки, где диким животным легче справиться со сложностями проживания на планете, которую человек сильно изменил и не в лучшую сторону.

Теперь, применим полученные знания при работе с тестами.

VI. Тестирование.

Раздаются тесты. Дается несколько минут для выполнения работы.

Ребята обмениваются своими работами и проверяют их, сверяя ответы на доске.

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

Закончился наш урок. Урок необычный. К этому уроку Вы проделали большую работу: Создали и защитили проект по теме » Природные зоны России», используя различную литературу. Этот материал будет использоваться в дальнейшем на географии как наглядное пособие, то есть Ваш труд был не только для себя, но и для других.

Выставление оценок.

Мониторинг урока.

Какова была тема урока? Какова была цель урока? Достигли ли цели? Какими способами работали? Как сегодня работалось? Какие трудности испытали в ходе урока? Устали?

Домашнее задание.

Параграф 18 учебника. Ответить на вопросы в конце учебника.

Наш урок я хочу закончить словами великого русского писателя Л. Н. Толстого, с которыми Вы не можете не согласиться.

«Знания — это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти«.(Л.Н.Толстой)






See also:
Яндекс.Метрика