Урок по географии Центральный район


Открытый урок в рамках семинара

география 9 класс

декабрь 2011 год

Учитель Дунаева В.Е.

Тема: Центральный район

Цели и задачи:

1. Познакомить с особенностями ЭГП района, природными условиями их влиянием на характерные черты населения.

2. Развивать умение работать с текстом, находить причинно-следственные связи.

3. Содействовать нравственно-эстетическому воспитанию.

Оборудование: карта «Центральная Россия», политико-административная, физическая карта России; мультимедио.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

А) Устный опрос: (Используются слайды № 1-3)

1. Что такое районирование?

2. Какое бывает районирование?

3. Что такое район?

4. Сколько экономических районов выделено на территории России?

5. В какой зоне находится наибольшее количество районов?

6. С каким географическим районом мы познакомились?

Б) Письменная работа

( 4 мин., затем взаимопроверка) Слайд № 4

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

А) Центральный Б) Центрально-Чернозёмный

В) Волго-Вятский Г) Северный

2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках

А) по рекам Б) по грунтовым дорогам В) по морям

3. Центральная Россия имеет ….. положение

А) периферийное Б) столичное В) приграничное

4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

А) Украина Б) Беларусь В) Молдавия Г) Литва

5. Транспортная сеть Центральной России представлена:

А) автомобильными дорогами Б) железными дорогами

В) трубопроводами Г) всеми видами транспорта

6. Центральная Россия

А) богата природными ресурсами Б) не богата природными ресурсами

7. В Центральной России есть крупное месторождение

А) каменного угля Б) торфа В) фосфоритов Г) железной руды

8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

А) природные условия Б) полезные ископаемые В) ЭГП

Проверка. Слайд № 5

III. Изучение нового материала.

И, так ребята сегодня и на последующих уроках мы будем изучать «Районы России». Изучение районов мы начинаем с Западной зоны, с Центральной России. Тема урока:

Центральный район: ЭГП, состав, природные условия и особенности население.

Центральный район — это район древне — и старорусского заселения, центр формирования Московского, а затем Русского Государства, это территория нашего государства, где мы с вами живем.

Слайд № 6

Задачи урока: Слайды № 7-8

Задание учащимся:

С помощью карты учебника и атласа определить:

Состав района: сколько и какие области входя т в состав

Центрального района? Показать район на карте.

Слайды № 9-10

А теперь вспомним что такое экономический район и определим ЭГП Центрального района.

Слайды № 11-12

(беседа по вопросам)

Учащиеся определяют ЭГП района, делают вывод о выгодности ЭГП (столичное положение, насыщенность транспортными путями, соседи – развитые страны)

Вывод Слайд № 13

Вопрос учащимся: Почему данный район называется Центральным и ядром формирования русского народа?

Работа с текстом учебника стр. 103

(Столица России, расселение русских по территории России на север, восток и юг, формирование характера великороссов, трудовой и интеллектуальный потенциал населения).

Знакомство с населением и видами деятельности населения

Слайд № 14 (запись в тетрадь)

Вспомним природные условия района (работа с картами атласа по вариантам: рельеф, климат, природные зоны) Слайд № 15

Вывод — суровая природа

Задание: прочитайте текст ( стр. 103) и выберите черты характера великоросса и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей. Запишите их в тетрадь в виде таблицы.

Слайд № 16

Характерные особенности населения

Природные условия

1. Терпеливость

2. Нетребовательность к условиям жизни.

3. Непритязательность.

4. Выносливость.

5. Предприимчивость.

6. Сотрудничество, изворотливость.

Суровая скудная природа, лишения.

7. Большая работоспособность.

8. Нет выдержки в труде.

9. Склонность к безделию и отдыху.

Короткое лето, переменчивость погоды, длинная зима.

Вывод: Эти качества способствовали развитию не только крестьянского сельскохозяйственного занятия, но и кустарного, фабричного, промышленного. (Текст уч-ка стр. 103-104)

Знакомство с народными промыслами населения.

Разнообразие занятий населения и способность к освоению новой деятельностью

Слайд № 17 заполнение таблицы во время просмотра презентации

Вид промысла

Центр промысла

Художественная особенность промысла

Богородская игрушка

 

 

Абрамцево-кудринская резьба по дереву

 

 

Русская матрёшка

 

 

Палехская лаковая живопись

 

 

Гжель

 

 

Скопинская керамика

 

 

Филимоновская игрушка

 

 

Жостовские подносы

 

 

Финифть

 

 

Платки из Павловского Посада

 

 

Сообщение учащегося с показом презентации.

Слайды №№ 18-38

IV. Подведение итогов

Проверка таблицы: Слайды №№ 39-41

Рефлексия:

Что изучили на уроке?

Какие виды деятельности белее эффективны?

Что запомнили лучше всего?

Домашнее задание: § 20 ТПО стр. 11-12 задания: 1-3

Твор. Задание: учебник стр. 106 зад. 3






See also:
Яндекс.Метрика