Урок по географии Хозяйство США 11 класс


Урок по географии:

Тема: ««США: общая характеристика хозяйства»

Учитель: Капырина Антонина Васильевна.

Класс: 11

Место проведения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска

Цель:

1.Повторить характерные особенности населения, изучить географию отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, внешние экономические связи США .

2. Развивать умение вести самостоятельную исследовательскую работу с различными источниками географической информации по вопросам общей характеристики США, его места в мировой экономике, на основе анализа, делать выводы о сложившейся географической ситуации; работать с презентацией в программе Microsoft Office PowerPoint 2003, развивать коммуникативные умения и навыки при обмене мнениями, защите проектов.

3. Воспитывать исследовательскую, коммуникативную культуру, уважительное отношение к суждениям одноклассников.

Тип урока: Комбинированный.

Форма: урок-исследование с элементами , проблемный урок.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение ); личностно ориентированные технологии (проектное обучение); ИКТ.

Методы:

проблемный, частично-поисковый, исследовательский, проектный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный, картографический.

Приемы:

анализ таблиц, картосхем; выделение существенных признаков, сравнение, прогнозирование; составление таблицы по теме; представление презентаций по исследовательскому и учебному проектам; работа с настенной Политической картой мира, экономической картой США, картами атласа, картосхемами в учебнике , в тетради.

ФОУПД: индивидуальная, фронтальная, коллективнаяая.

Оборудование: — компьютер, видеопроектор, экран;

— политическая карта мира, экономическая карта США, карты – схемы «Хозяйство США» в учебнике

Таблицы (раздаточный материал): Индекс человеческого развития потенциала стран мира по данным ООН на 2009 год, таблицы для заполнения по теме.

Диаграмма: Диаграмма «Национальный состав населения США»

Презентации: Исследовательский проект: «Население США», «Промышленность США», «Силиконовая долина».

План урока.

1.Организация начала урока.

2.Проверка домашнего задания. Проблемный опрос.

2.Изучение нового материала.

2.1. Переход к изучению нового материала.

2.2. Мотивация: —

2.3. Актуализация знаний.

2.4. Слово учителя:

3. Определение темы исследования.

4. Формулирование целей исследования.

5. Выдвижение гипотез.

6. Обмен результатами исследования. Проверка гипотезы.

7. Интерпретация данных.

8. Применение новых знаний.

9.. Закрепление изученного материала.

10. Подведение итогов урока. Выставление отметокефлексия.

11.. Д.З.

12. Оргокончание урока

Ход урока.

1.Организация начала урока.

2.Проверка домашнего задания. Проблемный опрос.

— Мы уже знаем, что по уровню ВВП – США – лидер – 12 трлн длл. 1 место По данным Госкомстата у России 1, 589.0 трлн. длл. на душу населения11 100рублей!

США – богатая страна. В чём причины её экономической мощи? Попытаемся выяснить.

УЧИТЕЛЬ: — От чего же зависит благосостояние любого государства?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1.Слайд №1.

(И—нет) Основное богатство государства, как показывает мировая история, это его граждане.

(И-нет ) Народ, нация — это самое главное богатство любого государства.

Что такое нация?

Можно сказать, что американцы представлены одним этносом?

— Для осмысления этого вопроса вспомним формирование национального состава населения США ( Презентация №2, слайд 3-10)

(История США – население, национальный состав) Ученик

— А почему же язык государственный — английский? (Д.О.)

Так кто же такие американцы?

Слайд11: нац .состав.

Учитель: Характерно, что во время переписи населения в 2005 году, 5% опрошенных ответили на вопрос «Каково Ваше этническое происхождение?», что они просто американцы. Вот почему на вопрос «Кто же такие американцы?» односложно ответить нельзя. Более того – наций в США – более 500.

— Нам с вами есть чем гордиться! Гордиться своими корнями народа от Киевской Руси до Российского государства – с гордым именем – россияне.

-А теперь поговорим дальше о США . Тип воспроизводства в США?(I ).

Должна быть либо убыль населения, либо тихий естественный прирост, однако, население США растёт, причём, быстрыми темпами. Их уже 298 млн. ( Обращение к слайду11) Эта страна – третья в мире по численности населения. Почему?

— (За счёт иммиграции).

— Да, действительно, ежегодно в США иммигрирует приблизительно 1 млн. чел. Тогда как в России, например, население уменьшается по разным причинам на 750 тысяч.

Представьте себе, что в США проживает 46 млн. немцев, к тому же 15 млн. американцев считают себя потомками немцев. Итак, их более 60 млн., а в самой Германии проживают 84 млн. немцев.

На втором месте англичане – 22 млн.,

на третьем ирландцы – 22 млн.,

русских – более 2 млн. человек.

. Причины иммиграции мы выясняли. Останавливаться не будем. Мы только видим, что США – многонациональное государство, и можно ли говорить в этом случае об американской нации./(нет) 3 – по численности населения, с огромным числом иммигрантов.                

— Мы хорошо с вами знаем, богатство народа не в его числе, а в его «качестве».

Слайд 11 остаётся.

Работа с таблицей №1. Индекс развития человеческого потенциала.

-Перед вами таблицы ИЧР. Найдите место США. Приложение 1.Презентация2. Слайд12. –(работа в парах)

-Итак. Что же вы увидели? (США – 13 – очень высокий, Россия – 71- высокий)

Он гораздо выше, к сожалению, чем у России.. Но программа модернизации нашего, государства в частности, затрагивает все сферы общества. А первое, к сожалению. Доход семьи, особенно, людей наукоёмких производств, учёной элиты. Ведь не только от нас «Утекают умы». США – место притяжения людей науки всего мира. Так вот «качество» складывается не только из здорового, образованного населения, выращенных собственных кадров, а мигранты + собственные кадры + колоссальное финансирование науки, чтобы на современном этапе активно развивалась наука, за ней было – есть и остаётся будущее в любом секторе экономики любого государства мира..

Доска: Квалифицированные кадры

2.Изучение нового материала.

2.1. Переход к изучению нового материала.

2.2. Мотивация: —

— Сколько же расходуется средств на науку в США? Доля США в мире по развитию науки – 35%, а у нас 2%. ( данные РАН .08.02.2010) . Доля наукоемкого сектора России 0,9%, США – 33,9% Слайд 2.

2.3. Актуализация знаний.

Ваш багаж знаний, умений и навыков сегодняшнего урока по вопросам географии промышленности , сельского хозяйства, внешних экономических связей – основа для следующего.

Поэтому , как всегда, будьте собраны, внимательны, активны и умны. Я желаю вам удачи.

3. Определение темы исследования.

Доска: География промышленности, с/х, транспорта, внешних экономических связей.

-Рассмотрим отраслевую структуру хозяйства США. Подовинникова Оля слайд 2, 3.

ВВП США превышает 12 трлн. $, что составляет более 1/5 мирового ВВП.

«Вторая экономика США» — это её ТНК, которые с помощью своих прямых зарубежных инвестиций создали в других странах большое число различных производств, приносящих стабильный доход государству

Согласно прогнозам, и в начале 21 века по основным социально-экономическим показателям США удержит свое лидерство в мире.Если бы не грянувший кризис прошлого года, но , однако ,США не сдают своих позиций.

4. Формулирование целей исследования.

— Определение главных отраслей специализации, внешние экономические связи, влияние экономики США на экономику мира.

ДОСКА: ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ,

ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ,

ЭКОНОМИКА США И ЭКОНОМИКА МИРА

5. Выдвижение гипотез. ( Заполнение таблицы) .

-Какова общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов?

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения НТП. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.

Слайд2. отрасли промышленности. Предположим: отрасли специализации: автомобилестроение;- авиаракетно-космическая промышленность;- электроника;- нефтяная отрасльидируют США в разработке микропроцессоров, средств охраны окружающей среды, в биотехнологии, в области информационных технологий.

6. Проверка гипотез.

Работаем коллективно:

1ряд. Изучает географию ТЭК и металлургию, транспорт

2 ряд. Машиностроение, химическая, текстильная промышленные районы, промышленные пояса

3ряд: географию сельского хозяйства.

Все вместе после этого: внешние экономические связи и влияние экономики США на мировую экономику

— Работаем в парах. Вас интересует не только география. Но и выделение отраслей специализации.

Группа №1.ТЭК, металлургия, транспорт.

Инструктивная карточка №1. Изучите с.306,(ТЭК, металлургия) . с309 (транспорт) карты атласа заполните пропуски в таблице. Объясните факторы размещения. 4минуты.

Группа №.2 Машиностроение, химическая, текстильная промышленные районы, промышленные пояса

Инструктивная карточка №1. Изучите с.306,( Машиностроение,) . с307 (химическая, текстильная. промышленные районы, промышленные пояса) карты атласа ,заполните пропуски в таблице. Объясните факторы размещения. 4минуты.

Группа №.3 : география сельского хозяйства.

Инструктивная карточка №1. Изучите с.307-309,( география сельского хозяйства.) карты атласа ,заполните пропуски в таблице. Объясните факторы размещения. 4минуты.

— Обращаю ваше внимание, в течение отчёта вы активно работаете, заполняя недостающие данные.

География промышленности, сельского хозяйства, транспорта США. Внешние экономические связи.

Отрасль

Центр, район

1. 1.1Топливно-энергетическая промышленность:

А) Ресурсы: -уголь

-нефть , газ ;добыча – 2 место в мире

А)- Добывается в 15 штатах, восток: Аппалачский угольный бассейн, Кентукки, Западная Виргиния, Пенсильвания; Запад: Вайоминг, открытый способ, мало серы.

— Техас, Луизиана, Калифорния, Аляска

Ипморт: Латинская Америка, Персидский залив, Канада

Б) Электроэнергетика

Объём производства – 1мир

б)ТЭС 70%, ГЭС 8% р.Теннесси, Гранд — Кули р.Колумбия (20 млн.кВТ- каскад), АЭС 20% (50%мир), альтернативные 2% — через 50лет – 50% — НА ГЕЛИОЭС

2. Металлургия:

А) Чёрная металлургия

Невысокодоходная отрасль, пр-во стали сокращается

Б) цветная: медь, титан, Алюминий. Успешная отрасльПо рис.88 на с.302 определите главные факторы размещения заводов цветной металлургии

А)- «Приозерье» — «американский Урал» — собств. сырьё + потребитель; Иллинойс, Индиана, Огайо, Пенсильвания

— Приатлантический – привозное сырьё из Канады

Б) «Горные штаты» Запада: Вашингтон, Приатлантический район( импорт из Канады). — Почему?

3. Машиностроение – 40% ЭАН. Полный список оборудования. Филиалы в десятках странах мира .

А) автомобилестроение – 150 городов, 26 штатов.»Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер»

США – 3 место

А) Приозерный мегаполис, «автомобильный штат» — Мичиган, «автостолица» — Детройт. В этом городе в 1896 году механик-самоучка Генри Форд испытал свой первый в мире автомобиль. 9 июля 2002 года в городе Всеволжск Ленинградской области официально открыт новый завод Ford Motor Company полного производственного цикла.

Б) Аэрокосмическая:

— «Боинг» — 50% в мире, «Локхид», «Макдонелл Дуглас»

Б) -Калифорния, Вашингтон. Сан – Диего, Сиэтл.

В) Судостроение

— гражданское – уступили странамВосточной Азии – Японии, Латинской Америки.

— Военное судостроение – 1 место в мире.

В) Атлантическое побережье,

район Великих озёр. Поб. Атлантического океана – исторический фактор. США – 3 место в мире по выпуску судов после Японии, Кореи.

Г) электронная и электротехническая «Ай-Би-эм»- мировой контролёр компьютеров и комплектующих к ним

Г) «Силиконовая долина» Калифорния. (Презентация).

Задание: роль данного объекта?

Д) ВПК. Крупнейший производитель и экспортёр оружия.

Д) Все три мегаполиса.

Техас, Калифорния.

Е) Станкостроение

Е) Приозёрный мегаполис и Северо — Восток.

Ж) С/х

Ж) Приозёрный мегаполис

4. химическая промышленность: развиты все отрасли.

А) Северо-Восток- привозное сырьё и отходы местной черной металлурги. Потребители6 автомобилестроение, текстильная промышленность.

Б) Юг 200 предприятий: Техас, Луизиана – нефтехимия и химия органического синтеза. «Нефтехимическая столица США» — Хьюстон.

5. Текстильная промышленность

А) 200 лет — Бостон.

Б) В настоящее время сдвинулась на Юг: дешёвая рабочая сила, районы производства хлопка, синт. волокна, рынки сбыта.

1.2. Промышленные районы:

2. Нью-Йоркский, Лос-Анджелесский, Чикагский.

1.3. Промышленные пояса:

ВВП ПРОМЫШЛЕННОСТИ 25%

3.1.Северный промышленный 1,5 тыс. км от Атлантики до Миссисипи. Самая большая индустриальная область в мире. Доля в пром произ-ве снижается.

2. Юго-Восточный: трудоёмкое и энергоёмкое пр-во.

3. «Галф» Побережье Мексиканского залива – нефтепереработка и нефтехимия.

4. Калифорния- новейшие наукоёмкие отрасли.

2. Сельское хозяйство. Благоприятные природно-ресурсные предпосылки. Докажите, что это так?

-большие земельные ресурсы, выгодная структура земельного фонда- 50% — обрабатываемые земли, луга и пастбища. Центральные равнины – распаханы до 90%. Неблагоприятны – Аляска, высокогорья и пустынные районы Кордильер.

Агроклим +. Все культуры умеренного и субтропического поясов, юг Флориды, Гавайи – тропических. Лишь к западу от 1000 — при орошении.

2.1. Растениеводство:

А) зерновые

Б) масличные(совые бобы,)

В) Волокнистые: хлопок с 19 века был главной статьёй экспорта

Г) сахароносные культуры:

1.Сахарная свёкла

2. Сахарный тростник

Д) выращивание фруктов и овощей

А1)Пшеничный пояс на Великих равнинах- «зерновые фабрики»

А2) Кукурузный пояс – север Центральных равнин

Б) штат Огайо

В.)Хлопковый пояс: Нижнее течение Миссисипи.

Г.1.Колороадо, Вайоминг, Монтана, Айдахо, Мичиган

Г.2. Луизиана

Д) Калифорния1\2 мир сбора лимонов, 1/3 сбора апельсинов, в США 90% сбора винограда, ½ сбора персиков, груш, слив, помидоров, 1\3 производства овощных и фруктовых консервов

2.2. Животноводство

А. 1. Молочное:Приозерье, Северо-Востока

А. 2.Животноводство на ранчо : Южной части Великих равнин, Горных штатах



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика