Урок по географии 6 классВулканы


Открытый урок по географии в 6-м классе

Цели урока:

получить знания о видах движения земной коры;

получить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оснащение урока: файлы, видеофильм “Вулканы”.

Формы контроля: индивидуальный.

Содержание урока:

1. Движения земной коры:

горизонтальные;

вертикальные.

2. Землетрясения:

причины возникновения;

значение в природе.

3. Вулканы.

строение;

действующие и потухшие;

4. Просмотр видеофильма.

Ход урока

I. Ориентация учащихся на урок

II. Изучение нового материала

Движения земной коры.

На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете в чем причина такого разнообразия?

Думаю, что вывод можно сделать только один: земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются.

Хочу обратить ваше внимание на то, что существует причинно-следственная связь в результате которой происходит движение земной коры.

Итак, главная причина движений земной коры – это процессы, происходящие внутри Земли. Исследование земной коры показало, что одни ее участки более устойчивы, другие – более подвижны.

Давайте вместе с вами рассмотрим и составим схему о том, какие виды движений свойственны земной коре.

Движения земной коры

Землетрясения.

В отдельных частях земной коры происходят грозные явления природы – землетрясения.

В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд или даже долей секунды одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров. Происходит смещение одних участков земной коры относительно других и в горизонтальном направлении. Причина образования землетрясений – внезапные смещения или разрывы на большой глубине в литосфере.

Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения.

Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения.

Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно. Сила землетрясения измеряется в баллах, от 1 до 12.

А: 1-2-3-4 балла

Б: 5-6 баллов

В: 7 баллов

Г: 8 баллов

Д: 9 баллов

Е: 10 баллов

Ж: 11 баллов

З: 12 баллов

Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения. Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.

Вулканы.

Магма по жерлу рвется наружу,Выход из кратера ей очень нужен.Если проход на поверхность дан,Значит, проснулся грозный вулкан.

Вулканы – особые по форме и составу пород горы.

Действующие

Потухшие

Уснувшие

(которые извергаются, и сведения об этом на памяти человечества. Их насчитывается 800)

(об извержении не сохранилось   никаких сведений)

(те, которые потухли вдруг начинают действовать)

Горячие источники и гейзеры.

Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро-водяные вулканы-гейзеры. Очень интересны их извержения.

Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определенные промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздается страшный грохот, вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная струя; она поднимается на 30-40 м и рассыпается в воздухе ослепительно белой мельчайшей пылью; водяные брызги еще не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются все выше и выше. Водяные струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги, поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные облака пара окутывают водяные столбы; в глубине раздается глухой удар, и сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Все смолкает…

Когда ветер разнесет густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды воронка, покрытая серо-пепельными натеками. В глубоком канале вода стоит спокойно и тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается клокотание и шипение воды, чтобы закончиться таким же величественным зрелищем.

III. Закрепление нового материала

IV. Оценка знаний учащихся

V. Домашнее задание






See also:
Яндекс.Метрика