Урок по чтению в 4-м классе по теме Анализ стихотворения ИС Никитина Воспоминание о дет


Цели урока:

Познакомить детей со стихотворением И.С.Никитина «Воспоминание о детстве».

Формировать навык словесного рисования, образного мышления, умения выражать свои чувства.

Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к описываемым событиям.

ХОД УРОКА

1. Исполнение колыбельной песни

2. Рассказ учителя

– Мы продолжаем наш разговор о замечательной, счастливой, невозвратимой поре детства. Вы, наверное, не удивились, что в начале урока прозвучала «Колыбельная». Она нас вернула к тому прекрасному времени, когда вы были совсем маленькими и засыпали под мамину колыбельную. Эта песня пронизана нежностью и любовью, которые хранятся в мамином сердце.Воспоминание о детства – одна из самых любимых тем писателей и поэтов. Ваше домашнее задание – найти строчки о детстве знакомых нам писателей, доказать текстом.

3. Ответы детей

1.   Самым близким и дорогим человеком для Александра Сергеевича Пушкина была няня Арина Родионовна. Именно она открыла поэту мир сказки, пела ему народные песни, объясняла поговорки и пословицы …»

«Мастерица ведь была, И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки».

2. Лев Николаевич Толстой очень любил свою маменьку. В повести «Детство» писал: «Как не любить, не лелеять воспоминания о детстве, которые освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Звуки голоса ее так сладки, так приветливы, так много говорили его сердцу. Когда он повторял молитву, то любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

3. Детство Ивана Алексеевича Бунина прошло в доме, где царил дух Пушкина. Мать читала детям его стихи и сказки. Воспоминания о детстве поэт называл «сладчайшими» Помните строчки стихотворения «Детство»:

«Чем жарче день, тем радостней в боруДышать сухим смолистым ароматомИ весело мне было поутруБродить по этим солнечным палатам»;

4. Г.Тукай очень рано лишился родителей, жил у разных людей. С малых лет испытывал голод и нужду. О детстве он писал так:

«Терзаем стужей и жарой, я в муках жил, я всё видал!Бродил по миру сиротой, среди могил, я всё видал!»

– Только на прошлом уроке мы читали стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Былое».  Зачитайте фрагменты воспоминаний. О чём они? Стр.241. («Родная речь» 4 класс 1-я часть,  В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин)

4. Изучение нового материала

– Сегодня мы будем говорить о детстве Никитина Ивана Саввича. Прежде объясним некоторые непонятные слова, использую словарь С. И. Ожегова.

5. Словарная работа

Причудливый – замысловатый, странный.Оригинальный – своеобразный, необычный.Курганы – небольшие возвышенности.Досуг – свободное от работы время.Лампада – небольшой сосуд с фитилем. Он наполняется маслом, зажигается перед иконой. Дым свинцовый – синевато-серый цвет воздуха.

6. Чтение стихотворения учителем

Стр. 246. («Родная речь» 4 класс 1-я часть,  В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин)

– Поделитесь своими впечатлениями об этом стихотворении.

Ответы детей: Поэт с грустью вспоминает о детстве. Характер стихотворения – печальный, задумчивый.

7. Чтение стихотворения детьми про себя

8. Физкультминутка

Мы осанку исправляем Спины дружно прогибаем, Вправо, влево мы нагнулись,До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз.Улыбайся и садись.

9. Анализ стихотворения

– Какими словами характеризует свое детство поэт в начале стихотворения? (Однообразно и тоскливо)– Зачитайте строчки, в которых описывается дом Никитина.– Что же радовало ребенка? Что вызывало у него восторг? Перечислите. (Летнее утро, облака, небесная лазурь, лес, т.е. язык природы одной был радостью святой.)– Какое время года поэт не любил? Почему? (Осень. Туман закрывал поля и леса и лил дождь по целым дням. Поэту приходилось сидеть дома и слушать соседей. Никитину не в радость скучная и унылая осень, которую он рисует мрачными красками.)– Насколько частей можно разделить стихотворение? (На три)

Описание дома.

Летняя природа.

Дождливая осень.

– Вы обратили внимание, что первые строки каждой части уже настраивают нас на определенную интонацию, темп чтения?– Как будем читать:

– 1-я часть? (Мелодично, задумчиво)– 2-я часть? (С восторгом, торжественно, радостно, темп быстрее.)– 3-я часть? (Печально, тоскливо.)

– Читая, помните о тех чувствах автора, которые вы должны передать.

10. Чтение стихотворения детьми вслух по цепочке

– Кому из читающих детей удалось передать настроение поэта? А кому из товарищей вы бы дали советы.– Встречается ли в стихотворении олицетворение? (Да.)– Найдите и зачитайте. (Восторг пылал, паров вставали облака, тихо спящие заливы, на поля и на заливы дым свинцовый одевал, деревья обнажались, самовар слушал споры молчаливо или музыкою странной отвечал).– Почему так много олицетворений именно во 2 части? (Для поэта все в природе живое, так как очень ее любил.)– Да, ребята, Никитин в своих стихах, создал образ живой природы. Он любил изображать ее в движении: рассвет, наступление вечера, смена времен года. Во многих стихах – любование природой, которая радует и лечит уставшую душу.– Как он называл себя? 

Дитя степей, дитя свободы,В пустыне рос я сиротой, И для меня язык природы Одной был радостью святой…

– Почему поэт пишет, что рос сиротой в пустыне. (Хотя людей было рядом очень много, он был одинок.)

11. Биография поэта

Действительно. Хотя И.Никитин родился в обеспеченной семье, но не получал должного воспитания и любви. Отец его владел свечным заводом и лавкой для продажи свеч. У него был суровый властный характер, часто выпивал. Мать поэта – кроткая, жалостливая, богомольная женщина не имела права голоса.Летними ночами убегал Никитин к старику-караульщику слушать сказки, любоваться природой. В его стихах часто повторяется о целительном общении с природой. В 6 лет научился читать и уже больше не расставался с книгой. За свою недолгую жизнь (37 лет) написал очень много печальных стихов о тяжёлой доле бедных людей.

12. Домашнее задание

– Уметь выразительно читать стихотворение и нарисовать словесную картину. Какие бы вы использовали краски, чтобы нарисовать картину к этому стихотворению. Что изобразили? Где бы находился мальчик И. Никитин: в центре картины или на заднем плане?

13. Итог

– Оцените работу ваших товарищей. Чьи ответы были наиболее интересны? Что понравилось в уроке больше всего?

14. Заключение

– С каждым годом всё дальше отодвигается человек от детства, но зато всё явственнее становится память об этой поре. Воздух детства, воздух отчего дома во многом определяют нашу жизнь и наше отношение к людям. Я включу музыку композитора Шарля Гуно «Аве Мария», а вы послушайте, вспомните лучшие моменты жизни. 






See also:
Яндекс.Метрика