Урок по чтению есть в осени первоначальной Ф И Тютчев


Тема: Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

(Урок литературного чтения во 3 классе)

Подготовила учитель Овчинникова Т. Б.- МОУ «Средняя школа №35»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методические приёмы: беседа по вопросам, сопоставление стихотворений, активизация самостоятельной работы учащихся, выразительное чтение.

Цели урока:познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;помочь понять настроения, чувства поэтов, художников, композиторов;учить правильно обнаруживать способы создания образов природы, находить средства художественной изобразительности в анализируемых текстах, определять их роль;учить сравнительному анализу стихотворений Ф. И. Тютчева;развивать творческое воображение;развивать логическое мышление умение анализировать, сравнивать, делать выводы;воспитывать чувство любви к родной природе, умение ценить красоту окружающего мира, чувство толерантности.

Виды учебной деятельности:рецептивная: чтение стихотворений и полноценное их восприятие;репродуктивная: ответы на вопросы;продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование;поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки;исследовательская: анализ стихотворений, сравнение произведений Ф. И. Тютчева.Предполагаемые результаты:личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе, русскому языку.метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;предметные:

1) в познавательной сфере: понимание чувств лирического героя в стихотворении Ф. И. Тютчева; умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.

2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формулирование собственного отношения к пейзажной лирике; понимание и принятие авторской позиции, выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух произведений пейзажной лирики, осмысленное чтение и адекватное восприятие; ответы на вопросы по прослушанному тексту стихотворений; создание устных монологических высказываний мини-лекции; умение вести диалог;

4) в эстетической сфере: понимание образной природы пейзажной лирики как явления словесного искусства; эстетическое восприятие стихотворений, музыки, живописи; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании образов природы лирических произведений.

Оборудование:

Портрет Ф.И. Тютчева

Аудиозаписью П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

Эпизоды русской осенней природы.

Корзина для листьев.

А. Смирнов «Есть в осени первоначальной…»- запись

Карточки психологического настроения.

Литературное чтение. 3 класс.

Репродукции картин — пейзажей русских художников.

Презентации «Есть в осени первоначальной…»

Презентация «Такая разная осень…»

Осенние аппликации с уроков труда.

Рабочие тетради на печатной основе.

Ход урока.

Организационный момент.

Создание атмосферы психологического комфорта.

-Доброе утро! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принёсёт нам всем радость общения друг с другом. Давайте вспомним наш девиз: «Давайте трудиться вместе!»

2. Формулирование темы, целей урока.

Учебник с.176. Сценка «Такая разная осень» (Настя, папа, мама, бабушка)

Презентация «Такая разная осень» с использованием фотографий детей.

-Я удивилась сегодняшнему утру, такому единственному и неповторимому. Я подошла к окну и увидела, как кружатся осенние листья, золотые, багряные, бордовые. Нежно касаются они своими краешками друг друга, как будто маленькие танцоры берутся за руки. Вот несколько кленовых листьев упало на стекло. Один из них, как волшебный невидимый цветок, поплыл по стеклу вниз, заскользил по гладкому полю окна и вдруг замер. Сами собой зазвучали волшебные строки А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!- Ребята, вы, конечно, догадались, на какую тему мы будем говорить сегодня. (Тема осени.)

3. Проверка домашнего задания.

1) Стихотворение А. С. Пушкина «Осень» (отрывок) — конкурс

Я хочу вам пожелать, чтобы вы сегодня на уроке не переставали удивляться и радоваться встрече с прекрасным.

4. Изучение нового материала

Вводная беседа перед работой над новым материалом

— Осень! Сколько ярких красок принесла она с собой. Сколько новых чувств! Недаром об этом времени года написано столько художественных и музыкальных произведений. И как красиво рисуют осень поэты! Один из них -Тютчев Фёдор Иванович. Нарисуем образ русской природы, которую хотел нам показать поэт при помощи ритма и рифмы лирического пейзажного стихотворения «Есть в осени первоначальной…» и попробуем понять, какие чувства, переживания, настроение стремился передать автор этих строк. Что он чувствовал, что он видел? Но для начала мы познакомимся с личностью поэта и с историей создания стихотворения.

(На доске: портрет Фёдора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Презентация.

1) Слово учителя

-Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

( Прослушивание в записи А. Смирнова стихотворения «Есть в осени первоначальной…» + презентация)

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение.

3) Эвристическая беседа.

— Ребята, что вы можете сказать об этом стихотворении? Понравилось оно вам?

— Какую картину вы мысленно увидели? (поле, никого нет, черная земля, ниточки паутины, желтые листья повсюду, не слышно птиц)

— О чем это стихотворение? (о дивной поре осени, о ранней зиме)- В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» Фёдор Иванович Тютчев передаёт читателю своё настроение. А вы почувствовали его настроение? Какое оно? (Торжественное и немного грустное.)

-А как вы думаете, о чём грустит поэт? (Об уходящем тепле)

Физкультминутка музыкальная «Давайте делать зарядку»

-Чтобы нам лучше понять стихотворение, давайте попробуем проанализировать его.

4) Анализ стихотворения

— Как настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Попробуем их отыскать. Сразу они нам не откроются. Потребуется напряженная умственная работа, усилия ума, сердца, воображения.- Начнем с заглавия, его нет.

— Но почему-то поэт отказался от заглавия. Почему?(Наверное, хотел сказать не только об осени, а о чем-то другом)- А если заглавия нет, то поэт облегчает задачу читателя или затрудняет ее?(Затрудняет, пожалуй, ведь мы должны разгадать секрет произведения)- Да, при нулевом заглавии (в науке оно так называется) нужно особенно внимательно отнестись к первой строчке, в ней 3 слова.Что значит «есть»? Замените синонимами.(имеется, существует, бывает)- «Осень»?(это время года, следующее за летом, но это и время года, когда в природе жизнь засыпает)- «Первоначальной»?(первый, начальный, ранний, самый ранний)- Какое длинное слово понадобилось поэту, чтобы прозвучало оно торжественно. И как же читать надо эту строку?(медленно, раздумчиво, неторопливо, ведь первая строчка задает тон)- Вторая строка говорит о дивной поре осени. Какой? Подберите к этому слову синонимы, чтобы они нам помогли понять смысл этого слова в стихотворении.

(Дивный — удивительный; дивный — прекрасный; очаровательный; чудесный) .

— Учитель уточняет, что это действительно так, что в стихотворении объединяются два значения этого слова :

удивительный,необычайный

Дивный (эпитет)

чудесный,прекрасный

Такое совмещение значений нужно, чтобы ярче показать красоту и очарование русской осени, одновременно с этим подчеркнуть её неповторимость, волшебство .

(это удивительное по красоте, короткое время осени, которое природа дарит перед долгой зимой)- Как эта пора объясняется в третьей строчке, с помощью какого приема? (сравнения,сравниваетсясхрусталем)- Объясните значение слова хрусталь. (Это стекло высокого сорта, с особым блеском, сильно преломляющее свет. Например, хрустальная ваза.- Что значит «хрустальный день»?(ясный, прозрачный, как хрусталь, звонкий, хрупкий, как хрусталь)

— Это сравнение прочно вошло в наш язык, и мы часто его

используем, когда хотим рассказать о тёплых, ясных, солнечных осенних днях , когда нет жары, напротив, в воздухе чувствуется особая свежесть .

-Как ещё объясняется «дивная» пора в I строфе ? ( «И лучезарны вечера»).

— Как вы понимаете слово лучезарный в сочетании лучезарны вечера?(эпитет)

(Лучезарный — значит сверкающий, сияющий, лучезарны вечера — вечера полны сияния, мягкого блеска).

— Подумайте и скажите, в первой строфе мы можем увидеть перед собой только одну картину или несколько ?

(Несколько.День и вечер).

Верно, Тютчев показывает нам природу в движении. В четверостишии мы замечаем движение ото дня к вечеру.

— Вся строка заканчивается многоточием,почему?(это недоговоренность от переполняющих чувств)- О чем же поэт говорит в первом четверостишие?(Удивительная по красоте, дорогая каждому из нас пора ранней осени.)- Прочитайте второе четверостишие. Что вы представляете, читая его?(поле, где кипела работа, серп, паутина сейчас, где все убрано) Словарное слово — серп. (Серп — это ручное сельскохозяйственное орудие труда в виде сильно изогнутого полукругом острого ножа для срезания колосьев.

5) Исследовательская работа в парах.

— Ребята, а говорится ли в стихотворении о людях?

Конечно, сам по себе серп не может срезать колосья, а срезает их, жнёт человек.

Почему серп назван бодрым? Как вы считаете, какой уродился урожай?

(Слово бодрый означает полный сил, энергии.

Наверное урожай очень богатый, и это радует жнеца).

А как вы понимаете слово праздный в сочетании на праздной борозде.

(Урожай с поля уже собран и поле отдыхает)

(Читают последние две строчки стихотворения).

Итак, праздная борозда, пусто всё, простор везде. А какая ещё характерная черта осеннего дня подчёркивает ощущение лёгкости, невесомости?

В каком значении употреблено в стихотворении сочетание слов серп гулял.

( олицетворение)

— Как вы прочитаете эту строчку? (торжественно, энергично)

— Какие чувства описывает поэт дальше? ( Сожаление, грусть)

-О чём грустит поэт? ( О том, что везде пусто, только паутина везде)

-Почему Тютчев, очень тонкий наблюдатель сравнивает паутину с волосом?

(Паутина очень тонкая, невидимая, как волос – метафора )

— («Тонкий волос» паутины приводит нас к мысли, что стихотворение написано

не только об осени, но и о человеке)- Как называется такой приём, когда явлению природы придаются черты человека?(олицетворение)- Мы начинаем понимать, что стихотворение не только о природе, но и о людях. «Тонкий волос» паутины перекликается со словом «осень».- Есть такие понятия: весна жизни, лето жизни, осень жизни. Так обозначают периоды жизни человека: детство, юность, зрелость. Поэт помогает по-новому ощутить вроде бы понятные и знакомые слова. 6) Чтение третьего четверостишия.-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?(Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка)- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?(Поэту и радостно, и грустно.Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.)- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.(Теперь уж пусто все.)- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?(Но далеко еще до первых зимних бурь — / И льется чистая и теплая лазурь (эпитет) (На отдыхающее поле.)- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? (Бабье лето.)

Физкультминутка на дыхание.

6. Этап выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева как интерпретация авторского замысла.

Задание.1. Чтение стихотворения по строфам ( в парах).2. Чтение стихотворения целиком одним учеником. (Показ презентации)(Способ чтения выбирают дети.)— В каком темпе его следует читать?( Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно. В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.)7. Самостоятельная работа в тетради.

с. 28, №3, №4.

8. Творческая работа. Работа в группах.— В стихотворении Ф. И Тютчева много красивых сравнений , эпитетов, олицетворений.

1 группе на листочках написать сравнения, которые использует автор.

2 группе — олицетворение.

3 группе — эпитеты.

(У каждой группы по два листочка)

На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята зачитывают свои миниатюры и вывешивают свой листочек на дерево.- Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывок А.С.Пушкина:«Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса……».

9.Стадия рефлексии. Красный — отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.

Жёлтый — хорошее настроение, было интересно, но были трудности.

Зелёный — было скучно, неинтересно, много затруднений.- Какие чувства вы испытали, что вы ощутили? И хотели ли вы попробовать себя в роли поэта?

10. Домашнее задание: стихотворение наизусть, работа в тетради с.28, №5.






See also:
Яндекс.Метрика