Урок по чтению для 2 класса коррекционной школы VIII вида


Тема: «В шутку едим, в шутку работаем». Латышская сказка.Цель:

-познакомить учащихся с латышской сказкой «В шутку едим, в шутку работаем»;

-совершенствовать навык правильного и беглого чтения с использованием чтения по цепочке, по эстафете;

-сформировать навык осознанного чтения, используя чтение по вопросу учителя, чтение фрагмента сказки, соответствующего пункту плана или иллюстрации;

-развивать связную устную речь, используя вопросы, картинный и словесный планы сказки;

-развивать воображение учащихся при помощи словесного рисования эпизодов сказки.

Оборудование: подготовленная заранее запись на доске слов требующих уточнения значения и отработки правильного и беглого чтения, иллюстрация с изображением работающих косарей, не имеющая отношения к сказке.

Ход урока

1.Организация класса.

Сядет тот, кто прочитает название животных, которые спрятаны в этих строчках:

Вабрволккенгрлевитрпавукелисарпакенгшжмедведьбю

(ученики записывают на листочке)

2. Речевая зарядка.

Слушали старушки,

Как куковала кукушка на опушке.

(записано на доске)

3.Проверка домашнего задания.

Почему звери согласились с предложением льва?

Справедливо ли волк поделил добычу? Почему?

Чтение и пересказ сказки.

4.Тема урока: «В шутку едим, в шутку работаем».

Подготовительная беседа.

-Какую работу выполняют люди в поле летом? (Пропалывают растения от сорняков, собирают лекарственные растения, заготавливают сено…)

-Участвовали ли вы в летней работе? Что вы делали?

-Легко или сложно было выполнять работу (обращение к конкретному ученику)? Почему?

-Какими словами можно сказать о летнем солнце? (Яркое, жгучее, палящее, ослепительное…)

-Как нужно спасаться от жары? (Отдыхать в тени, пить много жидкости…)

Работа с иллюстрацией.

-Какое время года нарисовал художник? Чем люди заняты? (Люди косят траву, т. е. заняты косьбой травы.)

-Какие инструменты необходимы для косьбы травы? (Коса.)

-Знаете ли вы как выглядит коса?

-Она состоит из двух частей: деревянной ручки с перемычкой и металлического косья. Чтобы скосить траву, необходимо отвести в сторону руки и затем вернуть их в исходное положение (сопровождать показом), а косье прижимать к земле. Люди, которые заняты косьбой травы, называются косари. Место, где косят траву,— покос.

5.Словарная работа.

коса — косари — покос

хлебать — похлебка

череда-черед-очередь

(прочитать и объяснить, что эти слова обозначают)

Вопрос: Как хозяин отнёсся к своим косарям? ( ответить на главный вопрос, после прочтения сказки)

6.Чтение первой части сказки (назначаю чтеца).После прочтения этой части сказки учитель выясняет, насколько глубоко ребята восприняли этот текст:

Назовите героев этой сказки.

Кто такой хозяин? Работал ли он в поле? Что он делал?

Следующую часть сказки читаем по эстафете. Первое предложение читает … (имя ученика), следующее предложение читает … (имя ученика) и т. д.

Вопросы по итогам прочтения второй части:

Отчего котел оказался пуст? Кто расплескал похлебку? Как это случилось?

О чем спросили косари хозяина?

Что хозяин ответил работникам? Прочитайте еще раз эти слова. Как вы понимаете выражение «поешьте просто так, в шутку»? Как можно сказать по-другому?

Чтение заключительной части сказки и ответы на вопросык ней:

Что делали косари после отдыха? Как они работали?

Чем хозяину не понравилась работа косарей?

Что ответили работники хозяину? Почему?

7.Физкультминутка.

Ребята вслед за учителем повторяют строки стихотворения и выполняют соответствующие движения.

Возьмем мы в руки косоньки,

Нарежем много травушки.

Вот так! Вот так!

Накормим ей коровушку,

Накормим ей лошадушку.

Вот так! Вот так!

8.Анализ текста сказки.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, кто на ней изображен. Что делает хозяин? Много ли похлебки в котле? Почему? Вспомните, переживал ли хозяин о расплесканной похлебке или ему было все равно. Как вы думаете, косари обрадовались или огорчились привезенному обеду? Прочитайте отрывок, соответствующий иллюстрации. Голосом передайте настроение косарей.

Придумайте название к этой иллюстрации. («Хозяин отдает пустой котел косарям».)

Вспомните, с чего начиналась сказка о косарях и хозяине, Кого бы вы нарисовали к этой части сказки?(Словесные зарисовки учеников).

Учащиеся анализирует изображенное, потом читают («жужжащее» чтение) соответствующий фрагмент сказки и подбирают подходящий заголовок (например: «Хозяин везет похлебку на покос»).

Далее спрашиваю:

-Что произошло после того, как косари «в шутку поели»? Какую бы картинку вы нарисовали к этой части текста?

-Как косари проучили жадного хозяина? Понравилось ли это хозяину? Почему?

9.Работа с картинным планом.

-Перескажите сказку, опираясь на иллюстрации и подписи к ним (запись заголовков иллюстраций / пунктов плана на доске).

Хозяин везет похлебку на покос.

Хозяин отдает пустой котел косарям.

Косари работают в шутку.

Пересказ текста осуществляется несколькими учениками в соответствии с пунктами плана.

10.Заключительная беседа по вопросам:

Кто из героев сказки вам понравился? Почему?

Назовите черты характера хозяина? Украшают ли они человека? Почему?

Кто в сказке пострадал сначала, а кто — потом?

Какую главную ошибку допустил хозяин? Как он относился к работникам?

Почему нужно быть внимательным к другим людям, проявлять заботу о них, оказывать помощь?

Задание на дом (стр. 110-111, пересказ).

Подведение итогов урока.






See also:
Яндекс.Метрика