урок окружающего мира Зима


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент.

— На нашем уроке главными будут фразы «Догадался!», «Хочу сказать!»

— Если у вас возникла интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом.

(Учитель оказывает карточку) знак «Догадался!» !

II. Феноминутка (под музыку П. Чайковского «Времена года»)

Фенолог:

— Какое время года сейчас?

— Какой любимый цвет у зимы?

— Какое чувство, настроение связано с белым цветом?

— Что можно сказать о погоде?

— А что вам особенно нравится в ясную морозную погоду?

— Какие зимние приметы вы знаете?

Фенолог проводит феноминутку.

— Сейчас зима.

— Любимый цвет у зимы: белый, голубой.

— С белым цветом связано чувство чистоты, света, свежести, праздника.

— Погода стоит ясная и морозная. Температура воздуха -20оС, ветра нет.

— Под солнечными лучами искрятся, переливаются снежинки разными огоньками. Воздух чист и прозрачен. От мороза горят щёки. Зима окутала берёзки серебряным инеем, на ёлочки и сосенки надела снежные варежки. На окнах сказочные узоры, такие, что глаз не оторвёшь.

— Был ночью иней – днём снег не выпадет.

— Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

— Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

— Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.

— Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

III. Актуализация опорных знаний.

— Что такое растение?

— На какие группы можно разделить растения?

— На какие группы можно разделить деревья?

— Какие хвойные деревья и кустарники вы видели на экскурсии?

— Как они выглядели?

— Какие изменения произошли с ними по сравнению с осенью?

— С какими лиственными деревьями и кустарниками вы познакомились на экскурсии?

— Как они выглядели?

— Какие изменения произошли с ними по сравнению с хвойными деревьями?

— Как вы думаете, какова тема нашего урока?

— Это живой организм, который растёт, питается.

— Все растения можно разделить на деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

— На экскурсии мы видели ели, сосны, лиственницы.

— Хвойные растения зимуют с зелёными листьями – хвоинками.

— Изменений не произошло, только лиственница сбросила листики – хвоинки.

— На экскурсии мы видели клёны, березы, тополя, яблони.

— Все деревья и кустарники стояли голые.

— Лиственные растения ещё осенью сбросили листья.

— Я полагаю, лиственные и хвойные растения зимой.

IV. Введение в тему.

— Сегодня на уроке нам предстоит выполнить важную работу. А чтобы её успешно выполнить нужно настроиться.

V. Психологический настрой (под тихую музыку).

Настрой на хорошую память.

— Я хочу иметь очень хорошую память (пауза), я хочу с одного раза ярко, твёрдо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал (пауза).

— Моё желание с одного раза ярко, твёрдо запоминать на всю жизнь прочитанный учебный материал сильнее всех других желаний (пауза).

Дети закрывают глаза и тихо повторяют то, что говорит учитель.

VI. Реализация плана.

1. Исследовательская работа: а) рассматривание и сравнение веток хвойных деревьев: ели и сосны.

— Ребята сегодня на уроке вы будете учеными-исследователями.

— На уроке вас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои.

Посмотрите и скажите, веточки каких деревьев лежат у вас на столе?

Чем они похожи друг на друга?

Как можно отличить сосну от ели?

А ещё по какому признаку можно отличить эти два дерева?

— Рассмотрите внимательно иголочки у сосны и ели и сравните их.

— Как расположены иголочки у сосны?

— Какова их длина?

— Как опадают хвоинки?

— Сразу или нет?

— Как расположены иголочки у ели?

— Почему в еловом лесу всегда сыро?

— Сегодня мы с вами узнаем, как ещё можно отличить сосну от ели.

— Сожмите ветку сосны в руке и положите снова на парту.

— Теперь осторожно сожмите ветку ели и положите рядом с веткой сосны.

— Что можно сказать о ветках сосны и ели?

— Что такое хвоя?

— А чем хвоя похожа на листья других деревьев?

— Понюхайте хвою.

— Мы с вами на снегу видели сломанные ветки сосны. Почему? Что случилось?

— Перед вами лежат шишки сосны и ели. В чём их отличие?

— Посмотрите, что находится в шишках?

— На столе лежат веточки сосны и ели.

Ёлка и сосна похожи тем, что они зимой зелёные.

Сосну от ели можно отличить по коре. У сосны кора светлая, красно-бурая (или оранжевая), а у ели она тёмная, почти черная.

У сосны ветки находятся только на верхушке, а у ели ветки расположены по всему стволу.

Дети рассматривают иголочки сосны и ели.

— У сосны иголки длинные, растут парами в разные стороны. Хвоя редкая, пропускает солнечные лучи.

— Хвоинки опадают постепенно, поэтому хвойные деревья круглый год стоят зелёные. Живёт листок – иголка у сосны 6-7 лет.

— Иголочки у ели расположены поодиночке, но очень тесно, поэтому ель даёт густую тень.

— Хвоя ели не пропускает лучей солнца, поэтому в еловом лесу всегда сыро. Хвоя у ели колючая, держится на ветвях 7-12 лет.

Дети сжимают ветку сосны в руке.

Дети сжимают ветку ели в руке.

— Ветка сосны мягкая. Ветка ели жёсткая, колется.

— Иголки на хвойных растениях называют хвоей.

Дети высказывают своё мнение.

Дети нюхают хвою.

— Они мёрзлые, поэтому легко ломаются. Дул сильный ветер, ветки задевали друг за друга и ломались, потому что они очень хрупкие.

По размеру – большие шишки – еловые, а

Маленькие – сосновые.

По цвету – сосновые шишки сероватого цвета, а еловые – красноватого.

— В шишках находятся семена с крылышками; такие семена могут далеко переноситься по ветру.

б) рассматривание веток лиственных деревьев.

— Возьмите ветки лиственного растения.

— Что вы видите?

— Возьмите ветки с опавшими листьями.

— Что вы видите вместо опавших листьев?

— Как вы думаете, погибает ли дерево зимой?

— Разрежьте почку вдоль.

— Что вы заметили?

— Что нового узнали?

— Имеются ли почки под хвоинками?

— Что общего между лиственными и хвойными деревьями?

— Каково различие?

Дети берут ветки лиственных растений.

— На ветках лиственных растений нет листьев. Так же на ветках есть сухие плоды.

Дети берут ветки с опавшими листьями.

— Вместо опавших листьев мы видим почки.

— Дети высказывают своё мнение.

— Дети разрезают почку.

— Маленькие бледно-зелёные листочки.

Дети высказывают своё мнение.

Да. Почки есть, но они очень малы, что рассмотреть их трудно, а вот на концах веток почки крупнее, их можно рассмотреть.

Деревья зимуют в состоянии глубокого покоя.

Лиственные и хвойные деревья зимуют по-разному. Лиственные деревья сбрасывают листву и зимуют с почками, а хвойные деревья с почками и листочками – хвоинками.

Физинутка.

— Какие растения видели зимующими под снегом?

— Как они выглядели?

— Почему они не замерзают зимой?

— Рассмотрите в микроскоп листья земляники. Пронаблюдайте процесс фотосинтеза.

— Что вы увидели?

— Для чего строят теплицы?

— Что выращивают у нас в теплицах?

— Подумайте, почему в теплицах и зимой растения хорошо растут и дают урожай?

— Под снегом зимуют земляника, клюква, анютины глазки, озимая пшеница.

— Растения под снегом сохранились зелёные листья.

— Снег помогает этим растениям переносить низкие зимние температуры, защищает их.

Дети высказывают своё мнение.

— Теплицы строят для того, чтобы у людей были овощи круглый год, так как они являются источником витаминов.

— В теплицах выращивают овощи (огурцы, лук, помидоры и т.д.)

— В теплицах люди создают для растений благоприятные условия (свет, тепло, влага).

.

2. Экологизированные задания

— Приближаются новогодние праздники. Все, а особенно вы, ребята, с нетерпением ждёте подарки и хороводы вокруг красавицы зелёной сосны и ели. Но многие ли из нас поступают по правилам? Как бездумно, порой уничтожают подрост, от которого можно было бы ожидать большой прибыли. Вы можете возразить, что лесозаготовители тоже рубят деревья? Да. Рубят. Но выполняют эту работу под контролем специалистов, не нарушая экологическую обстановку в лесном фонде. Поэтому, готовясь в поход за лесной красавицей, нужно обратиться в местное лесничество к специалистам, которые вам помогут выбрать красивую сосну для новогодних праздников и не нанести вред лесу, экологии, а в конечном итоге самому себе.

«Зелёным щитом» называют в народе наш бор. И действительно, как легко, как радостно дышится в нём! Так давайте вместе беречь наш лес от напастей, воспитывать в себе уважение к природе.

Задание 1.

— Послушайте стихотворение Григоре Виеру «Медведь».

— Ты куда идёшь медведь?

— В город ёлку приглядеть.

— Да на что тебе она?

— Новый год встречать пора.

— Где поставишь ты её?

— В лес возьму, в своё жильё.

— Что же не вырубил в лесу?

— Жалко. Лучше принесу.

— Почему медведь перед Новым годом не срубил ёлку в лесу?

Задание 2.

— Срубленная под Новый год ёлка…

Объясните, в чём вред этого действия человека? К каким последствиям всё это может привести?

Дети слушают стихотворение.

Дети отвечают на вопрос.

Дети высказывают своё мнение.

VII. Рефлексия.

— У каждого на парте лежат елочные украшения. Ими мы с вами будем наряжать ёлочку. Каждое украшение имеет своё значение:

снежинка – урок прошёл плодотворно, полезно;

звезда – урок прошёл довольно неплохо;

бусы – что-то было, конечно, а вообще – «ни то, ни сё».

— Ребята, посмотрите, какая у нас нарядная получилась ёлочка.

Дети выбирают ёлочные украшения и вешают на ёлку.

VIII. Итог урока.

— Сделайте вывод о том, как прошел наш урок.

— Скажите, что вам дал этот урок для дальнейшей жизни?

— Какими знаниями вы можете поделиться со своими младшими друзьями?

— Что интересного вы можете рассказать, придя сегодня из школы домой, своим родителям.

Дети делают вывод.

Дети высказывают своё мнение.

IX. Домашнее задание.

— Домашнее задание каждый выбирает себе сам.

1. Приготовить экологический проект на тему «Новогодняя ёлка» или «Письмо зелёному другу».

2. Приготовить сообщение о лиственных или хвойных растениях.

3. Разгадать кроссворд.

Благодарю за творчество и активность.

Дети выбирают домашнее задание.






See also:
Яндекс.Метрика