Урок окружающего мира Живые обитатели планеты


Окружающий мир в 1 А классе

Тема урока: Живые обитатели планеты. Растения и животные.

Цели урока:

1) учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных; объяснить понятие «кормильцы», «едоки»;

2)развивать наблюдательность, внимание;

3)воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: плакат с изображением растений, карточки с заданиями, табличные формы.

Ход урока.

1.Орг. момент. Долгожданный дан звонок ,

Начинается урок.

В этот весенний солнечный день у меня ,ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите солнышко ,которому соответствует ваше настроение(Ребята показывают смайлики с изображением солнышка).

2.Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Отгадайте загадку:

Дышит, растет

А ходить не может.

Ученики: Растение.

Учитель : Сегодня вы должны постараться еще больше узнать о жизни растений , а учебник и учитель вам в этом помогут. А о ком еще мы будем говорить на уроке ,вы узнаете, разгадав кроссворд.

По горизонтали: 1.Длинноухий трусишка.

5.Хитрая рыжая плутовка.

6.Двугорбый великан.

По вертикали: 1.Полосатая лошадка.

2.Охотница на лягушек.

3.Ночная хищница.

4.Жужжащеее и жалящее существо.

Как одним словом назвать эти существа?

Ученики. Животные.

Учитель. Вот вы сами и назвали тех, о ком будет идти речь на уроке.

1. Актуализация опорных знаний.

Чтобы повторить ,что мы уже знаем о природных объектах ,мы выполним задание по группам, а ваши ответы я оформлю схемой на доске.

Выбери правильный ответ и запиши букву ,под которой он дан:

1)Что такое природа?

А)Все, что сделано руками человека.

Б)Все, что нас окружает и существует независимо от человека.

В)Все. что нас окружает

2) Какая бывает природа ?

А) Природа бывает живая и неживая .

Б) Природа бывает только живая.

3) Подчеркните названия природных объектов:ромашка,глина,горы,шкаф,река,ножницы,машина,тетрадь,птица,облака,ягода,дождь,линейка,дерево,дом,книга,гвоздь,плитка,месяц,солнце,рис,платье,рысь.

4)К живым природным богатствам относится:

А)животные, растения, грибы

Б)солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками

В)небо, облака, камни, вода, дождь, снег, песок

5)Живые природные богатства отличаются от неживых тем, что:

А)они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают

Б)они разговаривают, смеются, плачут, бегают, прыгают, растут

В)они передвигаются, изменяют окружающую природу, растут, умирают.

Природные объекты

Живые организмы Неживые предметы

Растения Животные Силы природы Сделанные руками чел-ка

Физминутка

Каждый день по утрам Весело шагать,

Делаем зарядку. Руки поднимать.

Очень нравится нам Приседать и вставать,

Делать по порядку. Прыгать и скакать.

2.Постановка и решение проблемного вопроса.

Учитель: Чем отличается растения от животных? Как бы вы на него ответили? Может быть, веселые рисунки помогут вам? Постарайтесь глядя на них, объяснить эти отличия.(Рисунки в учебнике на стр.51.)

Учащиеся комментируют рисунки, учитель помогает учащимся, направляя их внимание на такие детали, которые характеризуют признаки героев рисунка — веселого цветочка и голодного зверя.

Сделайте вывод по решению проблемного вопроса.

Ученики: Растениям, чтобы жить, нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода, вкуснейшие солнечные лучи. Это их еда.

А животным требуется пища другая — растения, насекомые, животные, более мелкие и слабые, чем те, которые ими питаются.

Учитель: Теперь посмотрим таблицу: «Различия и сходства растений и животных».

Различия

Растения

Питаются солнечным светом, водой и воздухом, в которых растворены питательные вещества;

Выделяют в воздух кислород;

Не двигаются (не умеют ходить, бегать, прыгать)

Животные

Питаются растениями, насекомыми, мелкими и слабыми животными;

Активно двигаются (бегают, прыгают, ползают, плавают);

Поглощают кислород (не умеют выделять кислород)

3.Выполнение задания на стр.50 учебника.

Учитель: Попробуем теперь разобраться что общего у растений и животных.

Скажите, о чем идет речь в следующих строчках:

В золотой клубочек

Спрятался дубочек?

Ученики. О желуде.

Учитель. Правильно. А теперь ответьте, кто кому дорог:

Каждой матери дорог ребёнок:

Кошке-мурлыке дорог…(котёнок),

Лошади пегой – её…(жеребёнок),

Тигрице из джунглей – пушистый…(тигрёнок),

А маме-слонихе – серый…(слонёнок).

Рассмотрите первую и последнюю картинки на с. 3.Что на них изображено?

Ученики. Слониха рада рождению своего малыша, она опекает слонёнка, оберегает его, заботится о нём.Из желудя появился росточек, ещё пока маленький, но в нём виден могучий молодой дубок.

Учитель. Что связывает это две картинки?

Ученики. Появление потомства, рождения дубка и слонёнка.

Учитель. Кто в каждый встреченный цветок

Свой опускает хоботок,

А после – в улей

Мчится пулей

И что-то прячет в уголок,

А чтобы жажду утолить,

Спешит испить воды глоток?

Ученики. Это пчела.

Учитель. Что погибает без водицы,

Увядает, не цветёт?

Только дай ему напиться –

Оживёт и расцветёт.

Ученики. Это цветочек.

Учитель. Рассмотрите вторую и третью картинки в учебнике и скажите, что из объединяет.

Ученики. И пчела, и цветок нуждаются в воде для того, чтобы жить, расти, развиваться.

Учитель. Заполним таблицу «Сходства и различия растений и животных» (2-ую часть).

Чтение вывода в учебнике на с. 50. (в оранжевой рамке).

Физкультминутка

Упражнение «Зайчик»

Жил-был зайчик,

Длинные ушки.

(Приложить руки к голове, шевелить руками.)

Отморозил зайчик,

Носик на опушке.

(Тереть слегка нос, прыгать то на одной, то на другой ноге.)

Отморозил лапки,

Отморозил хвостик,

Поскакал он греться

К ребятишкам в гости.

(Подскоки на месте.)

Там тепло и славно,

Злого волка нет.

(Вращение головой вправо-влево.)

И дают морковку

На завтрак и обед.

(Сесть на место.)

4.Закрепление изученного материала.

1.Выполнение задания «Поправь Незнайку: определи различия и сходства».

Учитель. Вы усвоили материал об объектах живой природы, а вот Незнайка опять всё напутал, допустил кое-какие неточности.

Исправь его ошибки, укажите стрелками, что он перепутал на рисунках.(с. 53. Учебника, в оранжевой рамке.)

2. Объяснение понятий «кормильцы», «едоки».

Учитель. Вам доводилось слышать когда-нибудь слова «кормильцы, «едоки»? (Предположительные ответы учащихся.)

Кормильцы – те, которые кормят, дают пропитание кому-нибудь.

Едоки – те, кто едят, принимают пищу, питаются где-нибудь.

— Как вы считаете, какая группа – животные или растения – относится к едокам, а какая – к кормильцам? (Ответы учащихся.) Сравните свои ответы с компетентным мнением авторов учебника на с. 4, в красной рамке.

Беседа по вопросам:

— Из чего «строят» свой организм растения?

— Что служит кормом для животных?

— Как называют растения?

— Чем обогащают воздух растения?

— Кому нужен кислород?

— Чего не могут делать животные в сравнении с растениями?

— Чем питаются животные?

— Как называют животных?

— Что умеют животные, но не умеют растения?

5.Итог урока.

1. Выполнение задания на с. 58 рабочей тетради.

Учащиеся обводят разными цветами и называют слова, относящиеся к растениям, животным, ко всем организмам.

2. Заключительное слово учителя.

Берегите растения и животных! Рыбам вода, птицам – воздух, а человеку земля. Но человек ответственен на всё, что есть на планете, на которой живёт.

Учащиеся читают стихотворение:

Я бегу, а шар земной

Вращается подо мной.

Эй, не трогайте планету,

Берегите Землю эту!

Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу –

Любуюсь я на красоту!

К. Орешин






See also:
Яндекс.Метрика