Урок окружающего мира Заседание клуба Безопасное поведение в лесу


Тема: «Безопасное поведение в лесу»

Предмет: окружающий мир

Тип урока: практическая работа

Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Представление о результатах:

Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; умение рефлексировать свои действия.

Метапредметные результаты: анализировать и самостоятельно делать выводы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.

Предметные результаты: в ходе групповой работы и учебного сотрудничества повторить способы ориентирования на местности; составить и сформулировать правила безопасного поведения в лесу; подготовить сообщение; развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе.

Цель: составить правила безопасного поведения в лесу.

Оборудование: учебник 1 и 2 часть, Т №2, хрестоматия, карточки, компас, конверты с заданиями. Ход урока:

Организационный момент.

Учитель. — Сегодня у нас заседание клуба «Мы и окружающий мир». На нашем заседании присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.

— Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся учебники, хрестоматии, карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте успеха.

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всём (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуй! (вся ладонь)

— Для ведения заседания нам надо избрать председателя. Я предлагаю Алёну Тимонину.

— Кто « за»? Прошу голосовать.

— Председателя прошу занять своё место.

2.Мотивация и актуализация знаний.

Председатель: Приглашаю вас принять активное участие в очередном заседании клуба «Мы и окружающий мир». Кто хочет рассказать о своих успехах в работе клуба? Можете зачитать содержание ответов на те письма, которые вы отправляли в Москву.

Какая будет тема нашего заседания, вы скажете, послушав стихотворение.

уч-к: -Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

Д. –Мы будем говорить про лес.

3.Этап целеполагания. Постановка учебной задачи, разработка плана действий.

Председатель: Тема нашего восьмого заседания клуба: «Безопасное поведение в лесу».

— Какая будет цель нашего заседания? Прочитайте в учебнике задание для всех присутствующих. (учебник: составить для первоклассников правила поведения в лесу.)

-Маша, запиши на доске задание для всех присутствующих.

Давайте определим задачи нашего заседания. то нам нужно вспомнить, чтобы достичь цели?

(Мы должны:1.Повторить способы ориентирования на местности.

2.Вывести правила поведения в лесу.

3.Подготовить сообщение для первоклассников о правилах поведения в лесу)

составить для первоклассников правила безопасного поведения в лесу).

4.Проверка домашнего задания.

Председатель: — Но вначале заслушаем доклад на тему прошлого нашего урока «Значение лесов»

Ученик: «Лес- это прежде всего источник жизни всего живого на земле. Не зря его называют «лёгкими» Земли. (плакат «Лес занимает 3 часть суши»)

Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа. Лес влияет на жизнь всех других природных сообществ. Он снижает скорость ветра и прикрывает собой соседние луга и поля. А лесные птицы защищают их от насекомых-вредителей. Лес хранит в себе основные запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Весной снег в лесах тает медленно. И талые воды постепенно пополняют ближайшие водоёмы. Всё в природе неразрывно связано. И лес – это одна из его важнейших экологических систем».

Председатель: Кто хочет добавить что-то, дополнить?

— Наша страна богата лиственными, хвойными и смешанными лесами. И каждый лес прекрасен и неповторим в любое время года. Поэты, писатели, художники и музыканты описывают и воспевают его красоту.

— Леса издавна являются местом прогулок и отдыха людей в любое время года.

— Без леса невозможна хозяйственная деятельность. Строевой материал даёт сосна. Ель и пихта используются в бумажной промышленности и для изготовления музыкальных инструментов.

— Лучшая деревянная оправа карандаша сделана из кедровой сосны. А замечательные краски — из коры хвойных деревьев. Из хвои получают добавки к корму домашних животных.

— В лесах люди заготавливают орехи, грибы, ягоды, лекарственные растения.

— В тайге развит промысел пушных зверей.

— Людям требуется очень много леса, поэтому лес надо сохранять и оберегать. Нельзя ломать кустарники, рвать цветы. Собирая грибы, стараться не повредить грибницы. Не оставлять в лесу мусор. Никогда не разводить в лесу огонь!

Председатель: Мы поговорили о значении лесов. А может ли лес нести опасность?

( Да.)

Председатель: Какую, например?

(Встретятся дикие звери, растения, которых не знаем, заблудиться можно)

Председатель: — О том, как прошло подобное заседание в школе села Мирного нам расскажет Силуянов Иван.

« Евдокия Васильевна напомнила, что по плану работы клуба в конце учебного года должна состояться экскурсия в лес совместно с учениками 1 класса. Поэтому члены клуба села Мирного сочли необходимым обсудить правила безопасного поведения в лесу и довести их до сведения первоклассников.

Председатель клуба Костя Погодин предложил вспомнить о местных приметах, которые помогают ориентироваться на местности. Миша вспомнил, как можно ориентироваться по солнцу. А Маша рассказала, как это делать с помощью компаса».

Председатель: Каждый год в мае месяце мы ходим в поход, летом и осенью с родителями ходим в лес. В этом году первоклассники первый раз пойдут в поход. К следующему занятию вы должны составить правила безопасного поведения в лесу для них. Трое из вас познакомят с ними первоклассников в мае. Сейчас мы попытаем вспомнить некоторые из них.

Председатель: Предлагаю вам вспомнить о способах ориентирования на местности. Что надо уметь, чтобы благополучно вернуться домой из леса?

( Уметь ориентироваться на местности.)

— Какие способы ориентирования вы знаете?

( по местным признакам, по компасу, по Солнцу)

6.Работа в группе. Общий инструктаж.

Председатель: С помощью карточек красного, жёлтого и зелёного цвета вы разделитесь на три группы. Каждая группа получит задание. Выполнив его, мы заслушаем сообщения от каждой группы.

— Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

Дети: — Необходимо правильно распределить работу.

-Будем выслушивать мнение каждого.

-Следовать плану и следить за временем.

Председатель: Каждая группа напомнит нам разные способы ориентирования.

1 группа — ориентирование по местным признакам

2 группа — ориентирование по Солнцу

3 группа — ориентирование с помощью компаса

(Групповая работа. Председатель помогает группам.)

Председатель: Заслушаем первую группу….

«Муравьи строят муравейники с южной стороны стволов деревьев или высоких пней.

Мхи чаще всего вырастают с северной стороны камней, пней, стволов деревьев.

На южной стороне дерева, стоящего на опушке веток всегда больше, чем на северной.

Смола на деревьях в хвойном лесу больше всего натекает с южной стороны. У берёзы с южной стороны кора чистая, белая, а с северной в трещинах, наростах, пятнах.

Зимой снега больше налипает на стволах деревьев и пнях с северной стороны.

Слово предоставляется второй группе… «Утром солнце всегда восходит на востоке.

Когда входишь в лес- нужно запомнить, светит ли солнце тебе в лицо. Возвращаться будешь в обратную сторону (спиной к солнцу). В полдень солнце стоит в самой высокой точке горизонта и светит с юга. Если встать лицом к солнцу, то за спиной будет север, слева восток, справа – запад.

Слово предоставляется третьей группе…. «Нужно положить компас на ровную поверхность. Синий конец стрелки покажет северное направление. Чтобы определить другие стороны горизонта, осторожно поворачиваем компас до тех пор, пока синий конец стрелки не совпадёт с направлением на север. Если встать лицом к северу, то позади будет юг, справа – восток, а слева – запад». И нужно запомнить, с какой стороны ты зайдёшь в лес. Выходить будешь в противоположную сторону.

Учитель: Разрешите мне дополнить.

Путешественники, отправляясь в путь, берут с собой карту или план местности. Откройте учебник 1 часть и найдите план местности села Мирного. (стр. 28)

— Определите, в каком направлении от школы находится лес, к котором можно подойти по улице Школьной? (северо-западном)

— Подумайте и скажите, а в каком направлении вы будете идти обратно из леса?

( юго-восточном)

Председатель: Сформулируйте первое правило путешественника.

1.Отправляясь в лес от школы, каждый должен по сторонам горизонта определить направление пути от школы к лесу. Тогда путешественник сможет сориентироваться по сторонам горизонта и при возвращении из леса к школе.

Учитель: Может кто ещё знает как можно ориентироваться? (по просекам) Что называют просеками? Прочитайте в словаре.

Просеки в лесу прокладывают с севера на юг и с запада на восток. На перекрёстках стоят столбы. На них указаны номера лесных участков — кварталов. Например, на одной стороне столба записаны цифры 11и 12, а с другой 35 и 36. Меньшие цифры столба указывает направление на север. Зная это, во время экскурсии можно и без компаса определить стороны горизонта. Если во время экскурсии группа двигалась только на северо-запад, по номерам квартальных столбов легко можно узнать, в каком направлении юго-восток. А это направление приведёт к школе.

Учитель: Заблудившемуся в лесу путешественнику найти дорогу к жилищу часто помогают звуки. Например: трактор, лай собаки слышны за 2-3 км, шум поезда за 10 км.

Учитель: В некоторых лесах, где шли бои или была бомбёжка до сих пор остались заржавевшие патроны, снаряды и мины. Эти находки могут стать причиной тяжёлых травм. Поэтому сформулируйте следующее правило безопасности!

2. Никогда не бери в руки заржавевшие предметы.(читаем в учебнике)

Председатель: А теперь поговорим как вести себя при встрече с животными.

(учебник с.76) В школе села Мирного состоялся разговор о том, как вести себя при встречах с животными. Костя развернул плакат с рисунками лесных жителей и попросил всех присутствующих внимательно его выслушать. Рассмотрите и вы плакат. Кого надо остерегаться в лесу?(гадюк, клещей, крупных зверей, мышей)

(Маша Расторгуева) «В лесу следует остерегаться гадюк. Это ядовитые змеи. Укус гадюки редко бывает смертельным, но очень болезнен. Место укуса отекает, у человека появляется тошнота, повышается температура. При укусе гадюки необходимо как можно быстрее обратиться за медицинской помощью. Но лучше избегать этой опасности, соблюдая простое правило».

Председатель: Какое правило можно сформулировать? (в учебнике)

3. В лес необходимо надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки. Увидев змею или услышав её шипение, надо тихо отойти в сторону и немедленно сообщить взрослому.

Председатель: Кто может дополнить?

« В наших местах обитает степная гадюка. При встрече с ней нужно соблюдать правила: Обойти змею не менее 1, 5 метров, ходить в закрытой обуви, одежде.

Если укусила гадюка, нужно стереть капельки яда вокруг входа в ранку чистой салфеткой. Поверхность ранки обеззаразить спиртом, одеколоном. Если укушена рука или нога надо снять рукав или штанину, так как будет сильный отёк. Дать покой руке или ноге, человеку дать обильное питьё. Доставить человека в больницу не позднее двух часов после укуса. Можно дать супрастин или другое противоаллергическое средство» .

Председатель: Рассмотрите следующего лесного жителя. Кто это? (клещ)

Прочитаем по цепочке, почему нужно опасаться клещей.

Председатель: Составим ещё одно правило.

4. Регулярный осмотр себя и своей одежды позволяет избежать укусов клещей.

Председатель: -Кого ещё надо остерегаться в лесу? (картинки) (Ученик: Но надо остерегаться таких крупных зверей, как лось, кабан.) Прочитаем дальше по цепочке.

Председатель: давайте обобщим все правила, которые мы с вами составили.

( Зачитывают правила)

Учитель: Разрешите мне дополнить. А я хочу напомнить вам ещё одно правило безопасности.

5. Отправляясь в лес, необходимо взять с собой мобильный телефон. А телефон службы спасения вы, наверное, все помните 01.

Учитель: А сейчас, проверим, как вы усвоили все эти правила.

— Откройте тетрадь стр. 27. Прочитайте задание. (Рассмотри рисунки. Подпиши их. О каких правилах поведения в лесу можно из них узнать?) Выполните самостоятельно.

—Проверим вашу работу.

-Молодцы. А сейчас задание для групп. Придумайте и нарисуйте условное обозначение для своего правила. А ребята пусть его отгадают.

Работа в группах.

Учитель: Молодцы! Я надеюсь, что эти правила вы будете помнить, применять и брать с собой в лес и они вам пригодятся.

7.Итог.

Председатель: В заключение нашего заседания нам надо принять решение.

1. Соблюдать правила безопасного поведения в лесу.

2. Выступить перед уч-ся 1-х классов в мае месяце с правилами и предупредить их об опасностях в лесу.

Я вам раздам памятки правил безопасного поведения в лесу.

(Председатель раздаёт памятки.)

8.Домашнее задание. Оценки.

Учитель: — Рада за всех участников заседания. За работу клуба получают оценки….

Дома выполните задание 37 в тетради (прочитать), повторите правила поведения в лесу.

9.Рефлексия.

Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите насколько вы:

1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно.

2)Разобрались с темой заседания.

3)Умеете применять свои знания.

(Сидят за партой – плохо, слабо. Просто стоят – хорошо. Стоят, руки вверх – отлично.)






See also:
Яндекс.Метрика