Урок окружающего мира Вода в природе Свойства воды


Урок окружающего мира в 3 классе

Тема. Вода в природе. Основные свойства воды.

Цель: в процессе практической работы установить основные свойства воды.

Задачи:

Показать значение воды; обратить внимание на проблему охраны воды.

Развивать внимание, логическое мышление, речь, умение делать выводы; стимулировать активный учебный труд, интерес к предмету.

Развивать у детей умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Оборудование: рисунки детей; стакан с водой; ложка; сахар; соль; мел; полоски цветной бумаги; песок; фильтры; компьютер для показа слайдов; запись песни «Улетай , туча».

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; готовность слушать собеседника; умение излагать собственную точку зрения; умение работать в группе, парах.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок и в срок начинаем наш урок.

Удивлён весь наш этаж — у нас окружающий мир-репортаж!

Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.

А если знаешь – не зевай, быстрее руку поднимай.

Не получилось – не беда, друзья помогут вам всегда!

— Обратите внимание на выставку ваших рисунков. Что их объединяет? (Вода) – Вода – самое необычное вещество в мире. О роли воды в природе ярко и точно сказал академик П.И.Петренов: «Разве вода- это только жидкость, что наполняет стакан или океан, закрыв почти всю нашу планету, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь.» (слайд 1).

-Безбрежная жизнь океана и тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана и всё это только-вода! (слайд 2)

-Тучи, облака, туман несут влагу всему живому на Земле. Это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни, снег, покрывающий почти половину планеты, и есть вода.

В кружево будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это, а в сущности – только вода. (слайд 3)

-Вода… Безгранично многообразие жизни. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. Речь пойдёт сегодня о воде, о водице – царице.

— На какие вопросы вам хотелось получить ответы? ( Ответы детей).

2 .Актуализация знаний.

— Проведём небольшую разминку (хоровое отгадывание загадок).

1.Под землёй ходит, на небо смотрит. (Родник)

2. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

3. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

4. Без крыльев – летят, без ног – бегут, без паруса – плывут. (Облака)

5. Приходил, стучал по крыше, уходил – никто не слышал. (Дождь)

6. Вечером на землю слетает, в ночь на земле прибывает, утром опять улетает.(Роса)

Чтобы дождик лился с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не пришла беда –

Нам всегда нужна …( вода)

3. Реализация плана.

— Ребята, мы каждый день узнаём что-то новое. Наши знания- это наше богатство, которое мы складываем в Ларец знаний, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня вам предстоит провести несколько исследований, чтобы пополнить Ларец знаний. А в конце урока посмотрим, наполнился он или нет. На столах у вас лежат фишки разного цвета: зелёный- «5», синий-«4», красный-«3». Я прошу вас оценивать каждый этап свой работы той фишкой, какую вы считаете, что заслуживаете. (Результат выполнения каждого задания учитель складывает в Ларец знаний).

Практическая работа «Свойства воды». (Опыт представляет каждая группа).

— Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода? (Ответы детей).

— Вода – полезное ископаемое.(Докажите).

Как и любое полезное ископаемое, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем. А помогут нам опыты. ( Результаты оформляются в таблицу).

Опыт 1. Возьмём стеклянную форму. Нальём воду. Что наблюдаем? (Вода приняла форму того сосуда, в который попала).

Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита.

Опыт 2. Возьмём полоски цветной бумаги. Определим цвет. Сравни цвет полосок с цветом воды.

Вывод. Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок).

Опыт 3. Опустим ложку в стакан с водой. Что можно сказать о прозрачности воды?

Вывод. Вода прозрачна.

— И всё же вода не всегда бывает прозрачной. Почему? (Загрязнена).

Опыт 4. Каков вкус сахара, соли, лимона, лука? Попробуем воду. Можно ли назвать её сладкой, солёной, кислой, горькой?

Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса.

Опыт 5. Когда мама печёт пирог, аппетитный его запах чувствуется за дверями квартиры. Тонкий аромат у цветов, духов. А пахнет ли вода?

Вывод. Вода ничем не пахнет.

Опыт 6. Нальём немного воды на блюдце. Что заметили? ( Вода растекается). Наклоним… Перельём воду.

Вывод. Вода течёт.

Опыт 7. В стаканы с солью, сахаром, мелом нальём воды. Размешаем.

Вывод. Вода – растворитель.

Опыт 8. В стакане вода с песком. Взбалтаем её. Как очистить воду?

Вывод. Вода фильтруется.

Физминутка.

— Пока мы выясняли свойства воды, налетела туча. Давайте с ней поиграем.(Звучит песня «Улетай, туча», дети отдыхают).

Работа в парах.

— А теперь проверим себя, поработаем в парах. ( Текст учебника ).

Обобщающая беседа.

— Какие свойства воды вы узнали?

— Каким опытом можно доказать, что вода – растворитель?

-Как можно очистить воду?

— А теперь я проверю, кто из вас самый наблюдательный. Представьте себе такую картину. В стакан налили воды и оставили на ночь на улице при температуре минус 5. Что будет с бутылкой утром?

Вывод. Вода при замерзании расширяется. Вот почему зимой сливают воду с радиаторов автомобилей.

-А теперь предлагаем вашему вниманию «Устный журнал».

1 ученик. На Земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но она солёная. Человеку нужна пресная вода, которой не так уж много. На каждые 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной.

2 ученик. Как видите, пригодной для питья воды не так много. Неравномерно распределена вода на Земле. Есть места, куда её привозят на машинах в цистернах . В таких местах люди умеют ценить воду.

3 ученик. А умеете ли беречь воду вы? Обращаете внимание, не течёт ли зря вода из водопроводного крана? Запомните, если даже вода течёт по каплям, то за месяц уходит зря 400 литров воды.

4 ученик. В народе говорят: « Вода сестрица всем и всегда пригодится». Надо не только беречь воду, но и заботиться о её чистоте.

5 ученик. Океан седой гремит набатно, он таит обиду в глубине,

Чёрные раскачивая пятна на крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги, и судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках.

Мы давно освоили планету, широко шагает новый век.

На Земле уж «белых» пятен нету. Чёрные сотрёшь ли, человек?

Океан подаёт сигнал «SOS»!

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания урока. А теперь посчитайте свои фишки, поставьте себе оценку. (Оценка ставится по наибольшему количеству фишек определённого цвета).

-Посмотрите, Ларец знаний тоже пополнился новыми знаниями. Значит. Знаний у нас с вами стало ещё больше.

5. Домашнее задание.

6. Итог урока

— Звенит заливистый звонок.

Наш завершается урок.

Я вам «спасибо» говорю

И от души благодарю!






See also:
Яндекс.Метрика