Урок окружающего мира Вода на Земле 2 класс УМК Гармония


Окружающий мир, 2 класс, УМК «Гармония».

Урок на тему: «Вода на Земле. Океаны и моря».

Разработала учитель начальных классов МОУ «СОШ №15» г.Энгельса Саратовской области Брюханова Т.В

Цели урока:

I. Образовательная:

1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;

2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;

3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.

II.Развивающая:

1) развивать память, логическое мышление;

2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.

III. Воспитательная:

1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;

2)воспитание любви к Родине.

Учащиеся должны знать, что такое море и океан, а также уметь распознавать моря и океаны на физической карте.

Оборудование: мультимедийный проектор, для опыта: стаканчики, палочки, соль, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.

ХОД УРОКА

I Орг момент. Проверь, дружок,

Всё в порядке:

книжки, ручки и тетрадки?

II. Повторение ранее изученного материала по разделу «Формы поверхности Земли».

Мы живём на планете Земля. ( слайд № 2 )

Назовите основные формы поверхности Земли. ( слайд № 3)

-О какой форме поверхности земли идет речь?

Отгадайте загадку:

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака. (гора) ( слайд № 4)

— Есть ли в нашей области горы? (слайд № 5)

-Отгадайте загадку:

Это ровная поверхность,

Есть леса, но нету гор. (равнина) ( слайд № 6 )

-Какие бывают равнины? ( плоские и холмистые) ( слайд № 6 )

— Назовите сходство гор и холмов. (слайд № 7) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина).

— Определите холм и ли гора? (слайд 8) В чём их отличие?

— Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. ( слайд № 9) ( Горы – коричневым, а равнины – зелёным)

— А почему тогда нашу землю называют « Голубой планетой?» ( слайд № 10)

III. Работа по теме урока. Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Вы уже, наверно, догадались, что будем изучать?

Тема урока «Вода на Земле. Океаны и моря». (слайд №11)

1)Вводное слово учителя: Да на нашей планете больше воды, чем суши. ( слайд № 12 )

(Посмотрите диаграмму в рабочей тетради с.4.)

— Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? ( Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 частей. То 3 части займёт суша и 7 частей вода.)

Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.

2)Работа по карте полушарий. ( слайд № 12 )

— Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны — это огромные пространства воды.

— Какие мы знаем океаны? (показ)

Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем.

( показ)

Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение:

— А что больше по площади поверхности океан или море?

— А по количеству? (морей много, их 50, а океанов — 5).

(Закрепление понятий — океан, море.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Показать, как вода движется в океане- волнами).

3) Работа по карте РОССИИ: (слайд №13) Россия большая держава, омывают её 3 океана. ( показ)

-Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать).

— Какие моря ещё знаете?

— Какой русский художник любил изображать море? (Айвазовский) ( слайд № 14, 15 )

4) Исследовательская работа.

Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.

— Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. ( проблемн. ситуация)

Давайте проведём исследование.

Опыт. В стаканчики с водой добавим немного морской соли, размешаем. (работа в паре)

— Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. ( Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная)

— А как нам обратно получить соль? ( проблемн. ситуация)

( Опыт описан в рабочей тетради с. 4.)

— А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)

— А вы в море купались?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы на море живём

Мы по морю плывём.

Раз взмах, два взмах.

Хорошо вот так!!!

— Стойте, стойте, далеко нельзя заплывать!

— Какие правила поведения на море знаете?

— А что нам советует учебник.

Работа по учебнику с. 5. Правила поведения на море.

5) О роли воды и богатств морей и океанов в жизни человека.

Вся жизнь на нашей планете связана с водой. (слайд №16)

Учитель: Почему так говорят « Кругом вода, а с питьем беда»? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.

Солёная, а как же там обитают различные животные? ( предположения детей)

— Многие живые существа приспособились жить в морской воде.

— Каких морских обитателей знаете? (слайд №17)

— Как люди используют богатства морей и океанов? (слайд №18)

— Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (слайд №19)

Из морских водорослей тоже делают продукты питания и лекарства. Добывают из них йод, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. (Показ раковин)

На побережье строят санатории, дома отдыха. (слайд № 20, 21)

По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Рассматривание рис. На 7 стр. учебника.

— НО! ВНИМАНИЕ! Морю угрожают опасности. Как вы думаете – какие? (Ответы)

— Да, морю угрожают 2 опасности – загрязнение различными отходами и избыточная добыча рыбы. ( слайд № 22, 23)

Учитель: Какой же вывод из этого следует? (Ответы)

Вывод: не мусорить, не загрязнять, а охранять моря и океаны. ( слайд № 24)

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Самостоятельная работа. (слайд №25)

Учитель: Давайте выясним, что же мы узнали сегодня на уроке. Для этого каждый из вас заполнит карточку — тест. (Вывод-итог зачитывается вслух). См. приложение № 1.

Домашнее задание: ( слайд № 26) с.7 учебника. Сочинить «Сказку о рыбаке и рыбке» на новый лад.

Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:

Какие «цветные» моря есть на Земле?

В каком море охотятся, судя по его названию.

Какое море есть «среди земли»?

Есть ли «неживое» море?

Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?

Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если хотите узнать больше – то белую. (дети прикрепляют и получается «ручеёк»)

— Что у нас получилось? ( ручеёк, речка ) А о них мы узнаем на следующем уроке.






See also:
Яндекс.Метрика