Урок окружающего мира во 2 классе


Учитель: Симкова Светлана Николаевна

ПРЕДМЕТ: «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» во 2 классе (24.11.08 г.)

Тема: Охрана растений.

Цель:

проверка знаний учащихся о способах размножения растений;

обобщение знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека;

воспитание бережного отношения к растениям;

рассмотрение основных экологических правил, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением растений: ландыш, ветреница, колокольчик, валериана и д.р.

Схемы «Правила поведения в природе» (о растениях)

Карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по изученному материалу:

— Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

— Как происходит опыление растений?

— Что образуется на месте цветков после опыления?

— Как распространяются плоды и семена растений?

— Какое значение это имеет для растений?

— Какие условия нужны для прорастания семян?

Во время опроса трое учеников работают по карточкам с индивидуальными заданиями.

Викторина «Узнай растение».

а) Вся поляна покрыта голубыми, синими цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий перезвон.(вывешивается иллюстрация колокольчика)

б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красные ягоды. Но не бери её в рот – она ядовита.(ландыш)

в) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (ветреница)

г) А это растение названо так за свою ядовитость. Это кустарник, цветёт в апреле-мае до распускания листьев. Цветки ароматные, с запахом ванили. Плод красный, созревает в августе.

Остальные цветы узнайте по иллюстрациям.(показ иллюстраций: подснежник, можжевельник, кувшинка, купальница, сон-трава)

К какой группе растений все они относятся?

Что вы знаете про цветковые растения?

Какие группы растений вы ещё знаете?

Посмотрите, какая получилась у нас полянка.

Значение растений для животных и человека.

Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

Какое же значение имеют растения для человека и животных?

(В ходе беседы появляется следующая запись:)

ЧЕЛОВЕКУ ЖИВОТНЫМ

-питание — питание

— кислород — кислород

— древесина — жилище

— лекарство — лекарство

— ткань — убежище

— радость

А теперь подойдите к нашей полянке. Мы выяснили, что растения помимо всего приносят нам радость. Какое одно слово можно сказать, глядя на нашу полянку? – КРАСОТА

5. Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

6. Сообщение темы урока.

Когда вам понравится какой-нибудь цветок, что вы делаете? — РВЁТЕ его

Сорвите каждый по цветку и унесите на своё место.

А теперь красиво у нас на полянке?

Что же нужно делать, чтобы этого не произошло?

Какой же будет тема нашего урока? ( «Охрана растений»).

Мы сейчас только что убедились, что если хотя бы каждый из вас сорвет один цветок — их в природе станет меньше в несколько раз. Ведь сорванный цветок не даст потомства. А что ещё делает человек во вред природе? (рассуждения детей)

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод, или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

7. Работа по учебнику.

Прочитайте в учебнике (с.86) «Правила друзей природы».

Повторим правила друзей природы:

— находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из садовых растений, которые выращены человеком;

— собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе;

— в лесу будем стараться ходить только по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

8. Работа с запрещающими знаками.

Рассмотрите запрещающие знаки. Что они означают? (по этим правилам)

Рассмотрите ещё запрещающие знаки. Какие подписи можно под ними поставить?

-«НЕ ПОВРЕЖДАЙ КОРУ ДЕРЕВЬЕВ»;

-«НЕ ЛОМАЙ ВЕТВИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ»;

-«НЕ СОБИРАЙ БЕРЁЗОВЫЙ СОК. ПОМНИ, ЧТО ЭТО ВРЕДИТ ДЕРЕВУ!»

Ещё раз остановимся на знаке «Часть лекарственных растений оставь природе». Почему необходимо это делать?

9. Лекарственные растения.

Лекарственные растения – ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валерьяна, ландыш, плаун и др.)

Скажите, у кого из вас «сорвано» лекарственное растение?

Об одном пока ещё часто встречающемся лекарственном растении, которое растёт у нас прямо под ногами, расскажет нам Кузнецов Илья.

Викторина «лесная аптека»

1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника)

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол ).

3. Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту).

4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли помогают при нервных расстройствах и бессоннице)

10. Красная книга.

О какой книге так говорят:

— ДОКУМЕНТ СОВЕСТИ;

— КНИГА ТРЕВОГИ;

— КНИГА – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ?

Почему необходимо сегодня на уроке вспомнить о ней? (ответы детей)

Давайте сейчас вернём красоту на полянку. (дети возвращают «сорванные» цветы)

Все эти цветы занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Давайте сохраним их для нас, а значит и для природы!

11. Подведение итогов. Обобщение.

Что же каждый из нас должен сделать, чтобы сохранить эти и другие растения?

А для чего нам это необходимо сделать?

12. Домашнее задание.

1. Прочитать статью «Охрана растений» (учебник, с. 84-86); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (с.87).

2. Дописать в свою «Красную книгу» растения, о которых мы сегодня говорили.

3. Прочитать статью для любознательных «Ботанический сад» (с.88)






See also:
Яндекс.Метрика