Урок окружающего мира во 2 классе по теме Наши помощники — органы чувств


Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».

Цели урока: Уточнить понятие «органы чувств»; положить начало формированию

знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;

способствовать развитию интереса в познании самого себя; развивать

мышление, речь учащихся.

Оборудование: рисунок человека без лица, геометрический материал разной формы

и величины; игрушки: резиновый мяч, машинка, запись «Звуки

леса»; долька лимона, зубчик чеснока; три стакана с водой:

солёной, сладкой, кислой; рукавички, корзина с накидкой, апельсин,

яблоко, клубок ниток; мультимедийная презентация.

Ход урока: I. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

II. Вводная беседа.

— Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.

— А вы хотите в лето?

— А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. (Слайд 2)

Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. (Слайд 3) Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная).

Пошли дальше, прикоснулись к дереву. (Слайд 4) Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.)

А вот около речки, увидели камни. (Слайд 5) Расскажите, какие они? (Круглый, холодный).

— Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).

— Прочитайте тему нашего урока. (Слайд 6)

III. Постановка проблемы.

— Я хотела бы, познакомить вас с одним интересным человеком. (На доске рисунок человека, но без лица). Очень странный человек. Почему? (Нет лица, нет ушей).

Он считает, что они ему не нужны. Вот ещё – умывать их. Как вы думаете, прав ли он? Нам с вами надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.

IY. Изучение нового материала.

— Чтобы точно и полно ответить на вопрос, нам предстоит провести исследование- Кто такой исследователь? (Слайд 7)

1. — Предметом нашего исследования будет человек, вернее его организм. Чтобы узнать какого помощника мы будем исследовать в первую очередь, надо отгадать загадку. (Слайд 8)

Живёт мой братец за горой,

Не может видеться со мной.

— Теперь разделимся на две группы и приступим к исследованию. Каждая группа получает своё задание.

1-я – группа (геометрический материал разной формы и величины). Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

2-я – группа (игрушки: резиновый мяч, машинка). Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.

— Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что мы можем увидеть.

Выступление представителей от групп:

1-я – глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предмета.

2-я – различаем цвет, форму, пронаблюдать движение предметов.

(Слайд 9) Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. орган. Орган зрения.

— Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. Так что глаза нам очень нужны.

— Что надо делать, чтобы у вас всегда было хорошее зрение? (Читать при хорошем освещении; нельзя читать лёжа; смотреть телевизор на расстоянии 2-3 метров; при письме свет должен падать слева; тереть глаза грязными руками; чтобы глаза не уставали, делать гимнастику для глаз).

— Вернём человеку глаза.

Физминутка (гимнастика для глаз) (Слайд 10)

Животным глаза также нужны. Посмотрите, какими разнообразными могут быть глаза. (Слайд 11)

2. — Перед вами четыре картинки. (Слайд 12) Определите, какую я загадала. (Звучит запись «Звуки леса»).

— Что помогло вам почувствовать, услышать это?

— Речь людей, шум ветра, шелест травы, журчание ручейка, пение птиц – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам всё это почувствовать?

(Слайд 13)

Ведь и уши нам нужны. Давайте, вернём их человеку.

— Как сохранить здоровым этот орган? (Защищать уши от сильного шума, от ветра; правильно чистить уши; не допускать попадания воды в уши; если у вас заболели уши, обратитесь к врачу).

Посмотрите как разнообразна форма ушей у животных. (Слайд 14)

3. – Проведём опыт. (Слайд 15) Сможете ли вы с закрытыми глазами определить предмет по запаху?

Приглашаются представители команд. Им предлагается зубчик чеснока, долька лимона.

-Вы хорошо справились с заданием. Умение человека различать запахи получило название обоняние. (Слайд 16)

— А как сохранить орган обоняния?

Учебник стр. 20:

Чтение рубрики «Обрати внимание» (Правила , которые надо соблюдать, чтобы сберечь орган обоняния)

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир. Материал для любознательных». (Дети узнают кого называют композиторами).

— Давайте вернём нос нашему человеку.

— Обратите внимание на разнообразные формы носа у различных животных.

(Слайд 17)

4. – Отгадайте загадку. (Слайд 18)

Приглашаются три ученика. Им выдаются три стакана с водой: солёной, сладкой, кислой.

— Понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?

— Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус.

— Что помогло вам определить, что вода солёная, кислая, сладкая? (Язык) (Слайд 19)

Учебник стр. 21-22

Чтение статьи «Вкус» (Узнаём о функциях языка)

Рубрика «Задание»

— Давайте и язык вернём человеку.

— Язык в жизни животных играет немаловажную роль, у некоторых он даже является инструментом ловли добычи. (Слайд 20)

5. Игра «Узнай, что в корзине» (Слайд 21)

Учащимся предлагается на ощупь (в рукавичке) определить предмет в корзине. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, яблоко, апельсин, клубок). Корзина закрыта салфеткой.

— Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?

Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.

— Как, при помощи чего вы смогли отгадать предмет? (Кожи) (Слайд 22)

На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.

— Какое значение имеет кожа в жизни человека?

Кожа – самый крупный орган чувств. У взрослого человека её площадь составляет около двух квадратных метров, а вес – два – три кг. У кожи есть несколько названий, которые отражают её значение в жизни человека. Кожа – «крепостная стена», она отгораживает человека от внешней среды. Кожа – «защитница»: покров тела спасает организм от проникновения вредных веществ и ультрафиолетовых лучей. Кожу называют ещё «телогрейкой» и «одеялом», и «очистителем», и «вторым лёгким». Все эти определения показывают, что кожа очень нужна нашему организму и при серьёзных её нарушениях человек может умереть. Далее рассказ учителя о «Золотом мальчике».

Кожа у живых существ на земле бывает различной. (Слайд 23)

— Во и закончилось наше исследование. Теперь посмотрите на человека, у него появилось лицо. Я думаю, мы смогли ему доказать, как необходимы для жизни наши помощники. А также сможем ответить на вопрос: кто же они, наши помощники. (Слайд 24)

Обратите внимание на экран. С левой стороны таблицы – органы, а справой – чувства.

Y. Итог урока.

— Дополните предложения. (Слайд 25)

YI. Домашнее задание: Стр. 22 рубрика «Домашняя работа», подготовить правила

охраны кожи. По желанию: составить небольшой рассказ

«Запахи осени».






See also:
Яндекс.Метрика