Урок окружающего мира во 2 классе на тему Весенние изменения в неживой природе


Урок окружающего мира на тему «Весенние изменения в неживой природе»(2 класс, «Школа России»)

Автор: Голенко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» г. Почепа Брянской области.

О себе: Педагогический стаж работы – 7 лет. Люблю смотреть исторические фильмы, заниматься комнатными растениями. Мой девиз: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». И. Лафатер

Цели: изучить сезонные изменения в неживой природе; дать понятие о дне весеннего равноденствия и таких природных явлениях, как таяние снега, ледоход, половодье; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, навыки безопасного поведения в природе (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах); развивать способность к умозаключениям.

Оборудование: учебник 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А.А., тетрадь на печатной основе, задания для работы в группах; мультимедийная установка

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Ккакой сейчас месяц?

— А какое число? (Ответы детей)

(Сегодня 14 марта.)

II. Актуализация знаний

— А кто знает, какой сегодня праздник по народному календарю? Дома вам необходимо было поработать с дополнительной литературой и найти приметы по народному календарю на 14 марта.

-Что вы нашли? (Ответы детей)

(Это день- лето-указатель, какая погода на 14 марта, такое и лето будет. Так же, в народе считается, что если на этот день снег окончательно растает, то скоро придёт настоящее тепло и весна будет обильной, другие ответы.)

— Как вы считаете, народные приметы совпадают?

(Многие приметы по народному календарю совпадают с действительностью)

— Какая у нас идёт неделя и как она называется?

(Масленичная)

— Какой символ масленицы? (Ответы детей)

(Блин)

— А почему блин? (Ответы детей)

(Блин похож на солнце)

-Какое значение имеет солнышко для весны? (Ответы детей)

(Солнышко поднимается выше и лучи греют сильнее)

— А почему у меня в руках солнышко? (Ответы детей)

— А солнышко изменилось по сравнению с зимним? (Ответы детей)

(Да, стало выше.)

-А солнце относится к живой или неживой природе? (Ответы детей)

(Солнце относится к неживой природе)

— Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)

(Мы будем говорить об изменениях в неживой природе весной)

III. Проблемное объяснение нового материала

-Сегодня на уроке мы будем вести разговор о явлениях в неживой природе.

-А чего не хватает у нашего солнышка? (Лучиков)

— Для того, чтобы солнышко засияло своими лучиками, мы должны на уроке быть какими? (Ответы детей)

— Я уверена, что у нас сегодня всё получится.

-Внимание на экран!

— Я приглашаю вас в весеннюю картинную галерею.

— Перед вами картины художников:

Борис Михайлович Костодиев «Весна»,

Константин Фёдорович Юон « Весенний солнечный день», «Мартовское солнце»,

Исаак Ильич Левитан «Март»,

Алексей Кандратьевич Саврасов « Грачи прилетели».

— Обратите внимание, что объединяет эти картины? (Ответы детей)

(На них изображена весна)

-Давайте сравним с вами весеннее небо.

-Какого оно цвета на картинах художников? (Ответы детей)

(Небо голубого цвета)

— А какого цвета облака? (Ответы детей)

(Облака кучевые, белого цвета)

-Посмотрите в окно. Сегодня какие облака? (Ответы детей)

-А зимой бываю такие облака? (Ответы детей)

— Это одно из изменений весной в неживой природе.

— Вот и появился первый лучик, прочитаем его. (Небо). (Учитель прикрепляет каждый лучик к солнышку на доску)

— Дети, Соня приготовила к сегодняшнему уроку нам сюрприз, но он с заданием.

— Вы внимательно послушайте Соню и ответьте на вопрос « О каких изменениях в неживой природе идёт речь?». Стихотворение Весна И. Токмакова

Вы услышали об изменениях в неживой природе? (Ответы детей)

— О каких? (Ответы детей)

(Тает снег, оттаивает почва, появляются проталины)

-Вы правы, ещё один лучик я добавляю солнышку. Прочитаем его. (Почва)

А сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент. (www.youtube.com/watch?v=Cf8j3I_K-E8)

-Внимание на экран!

-Какое явление в неживой природе весной вы увидели? (Ответы детей)

— А что такое ледоход?

-Давайте проверим ваши предположения по словарю Ожегова.

-А теперь обратимся к учебнику, что по этому поводу думает наш помощник Муравей- Вопросик?

— Откройте с.87, найдите в учебнике ответ на вопрос « Что такое ледоход?»

-Кто готов прочитать? (Ответы детей)

— Ребята, во время ледохода необходимо быть очень осторожными!

-Вблизи нашей школы имеется тоже водоём, на котором начинает таять лёд. Это озеро.

-Сейчас поработаем в группах. Займите свои места. На партах у вас лежат памятки правила поведения на водоёме в разные времена года. Ваша задача выбрать только те, которые относятся к правилам поведения на водоёме весной. На эту работу я даю вам 2 минуты.

-Определите, кто будет выступать от каждой группы. Прошу выйти вас к доске. Прочитайте свои ответы.

— Вот мы и составили памятку поведения на водоёме весной.

(Текст памятки появляется на экране, а в конце урока раздаётся каждому ученику)

— И ещё один лучик я добавляю солнышку. Прочитаем его. (Ледоход)

4.Физминутка.

-Нас ждёт ещё много интересной работы, но чтоб за дело браться, надо сил набраться.

— Я знаю, больше всего на свете вы любите смотреть мультфильмы. Я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Дед Мазай и Зайцы», а вы постарайтесь увидеть природное явление в неживой природе весной.

-Внимание на экран!

— Что произошло в лесу? ( Ответы детей)

— Какая беда? (Ответы детей)

-Как называется это явление? (Ответы детей)

(Половодье)

-Давайте проверим ваши предположения в учебнике на с. 87.

-Найдите и прочитайте, что такое половодье?

-Кто готов? (Ответы детей)

— Ещё один лучик. Прочитаем его. (Половодье)

— Посмотрите, наше солнышко засветило своими яркими лучиками!

-Мы справились с задачей, так как хорошо постарались, вы слушали друг друга, работали сообща, были внимательны.

IV. Первичное закрепление

-Творческая группа приготовила для нас загадки.

( Дети слушают загадки и называют отгадки: весна, солнце, небо, почва, ледоход, половодье.)

— На какую тему были эти загадки? ( Ответы детей)

(Загадки на тему « Весенние изменения в неживой природе»)

Все ли вы хорошо усвоили приметы весны в неживой природе?

— А готовы себя проверить? (Ответы детей)

— Внимание на экран!

— Выделите весенние изменения у себя в карточках. (Дети в карточках выбирают правильные ответы самостоятельно)

Постоянный снеговой покров.

Потепление.

Оттаивание почвы.

Снегопады.

Ледоход.

Заморозки.

Половодье.

— Сверьте свои ответы с экраном.

— Есть ли весной какой -либо примечательный день?

(Ответы детей)

-Весной есть примечательный день — 21 марта- день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. После этого дня дни становятся длиннее, а ночи короче.

V.Итог урока. Рефлексия.

— Сегодня вы замечательно поработали (учились планировать свою деятельность, работать с информацией, работать в группе). От лучиков солнышка появилась проталина.

— А что появляется на проталинах весной? (Ответы детей)

— Вот и мы с вами украсим нашу проталину цветами.

— У вас на партах лежат цветы.

-Дети, оцените свою работу, выберите нужный цветок и украсьте нашу поляну.

Розовый — урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый — сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Синий — задания на уроке оказались слишком трудным. (Дети выходят к доске и прикрепляют свои цветки к проталине)

— А цветы это какая природа? (Ответы детей)

( Живая природа)

— Но об этом мы поговорим на следующем уроке и узнаем ещё много нового и интересного об окружающем мире.

— Я благодарю вас за урок.

VI. Творческое домашнее задание. Рисунки на тему «Приметы весны в неживой природе»






See also:
Яндекс.Метрика