Урок окружающего мира во 2 классе на тему Как связана неживая и живая природа


Урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Как связана неживая и живая природа?»

Цель: научить детей устанавливать связи неживой природы и живой.

Задачи: обсудить с учащимися связи неживой и живой природы, способствовать развитию умений сравнивать объекты живой и неживой природы.

Ход урока.

Организационный момент.

Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.

II. Актуализация знаний.

Слайд 1. Стихотворение о природе.

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса.Человек и время года — Это всё вокруг… (природа)

Слайд 2. (Чёрный экран)

— А можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет.) Что же такое природа? (Ответы детей).

— Более точный ответ на этот вопрос подготовил к сегодняшнему уроку Никита, найдя определение этого понятия в словаре С.И. Ожегова.

Никита: 1. Природа — все существующее во Вселенной.

2. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства).

Слайд 3.

Слайд 4. (Чёрный экран).

— На какие две группы делят объекты природы? (Неживая и живая природа).

— Приведите примеры объектов неживой природы. (Ответы детей).

— Дополнить эту группу я предлагаю вам, полистав предыдущую главу «Планеты и звёзды». Полистайте. (Учащиеся могут назвать известные им звёзды, планеты. Если учащиеся назовут созвездие, то следует объяснить, что созвездие – это группа звёзд, объединённых в рисунок человеком.)

Слайд 5.

— Приведите примеры объектов живой природы. (Ответы детей).

Слайд 6.

— Скажите, а чем отличается живая природа от неживой? (Ответы детей).

Слайд 7.

Все объекты живой природы:

дышат

питаются

растут

размножаются

умирают

Слайд 8. (Чёрный экран).

Постановка цели урока.

Как вы думаете, связаны ли между собой объекты живой и неживой природы?

Давайте сформулируем тему нашего урока. («Как связана неживая и живая природа?») Откройте учебник на стр. 35 и убедитесь, что мы правильно назвали тему.

Слайд 9.

Слайд 10. (Чёрный экран)

Первичное усвоение новых знаний.

— Что происходит в результате вращения Земли вокруг Солнца? (Солнце является источником тепла и света для всего живого. Его лучи по-разному освещают поверхность Земли во время её движения вокруг Солнца. Это вызывает смену времён года.)

Слайд 11.

Как неживая природа влияет на живую в зависимости от времени года? Затрудняетесь ответить? Эту проблему мы сегодня и попробуем вместе решить.

Слайд 12.

Слайд 13. (Чёрный экран).

— Откройте стр. 36 и найдите второй абзац. Читает Андрей.

— Итак, солнце поднимается в небе не так высоко, как летом. А зимой солнце опускается совсем низко к земле. Какие изменения в природе происходят зимой из-за низкого положения солнца? (Продолжительность дня уменьшается, холодает и т.д.)

V. Первичная проверка понимания.

Какое условное обозначение вы видите после прочитанного текста на стр. 36? (Работа в парах).

Прочитайте про себя задание. Как вы поняли, какое задание будете выполнять сообща?

— Договоритесь друг с другом, кто будет рассказывать о жизни осеннего леса, а кто зимнего.

— Давайте сделаем вывод: что изменилось в жизни растений и животных леса с наступлением зимы? (Осенью лиственные деревья сбросили листву и теперь стоят с голыми ветками. Ель и сосна свои листья-иголки не сбросили и зимой. На ветках всех деревьев лежит снег. Снег укрыл травянистые растения. Зимой в лесу не растут грибы, не летают бабочки. Кабанам приходится раскапывать снег, чтобы найти пищу.) С чем связаны эти изменения? (С изменением количества солнечного тепла и света, поступающего на Землю в разное время года.)

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа». 

Я называю объекты природы. Если это объект живой природы, то вы показываете, как этот объект двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.

Ворона, снег, дождь, заяц, гора, берёза, гром, солнце, медведь,звезда, обезьяна, облако, планета, цапля, бабочка, лягушка.    

Молодцы! Вы справились с заданием и отдохнули.

VI. Первичное закрепление.

— Живая и неживая природа тесно связаны между собой. На стр. 37 учебника прочитайте примеры, которые обсуждали на уроке одноклассники Маши. (Олеся, Аня Ц., Кирилл, Саша).

— Неживая природа вносит большие изменения не только в жизнь животных и растений, но может привести к большим разрушениям.

Вот какое письмо написали Маша и Миша экологам. Чтение письма на стр. 39 учебника.

В ходе чтения встречаем незнакомое слово почва и осуществляем поиск его значения в словарике в конце учебника.

Слайд 14.

Слайд 15 (черный экран).

Рассматривая вместе с детьми рисунки на стр. 39-41, обращаем внимание на разрушения, которые принесла разлившаяся река, и на виды работ, которые выполняют взрослые и дети, укрепляя высокий берег и восстанавливая низкий берег после разлива реки.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

-Что ж, давайте вернёмся к проблеме нашего урока.

Слайд 16.

Поднимите руку ребята, которые считают, что мы справились с решением проблемы, то есть выявили влияние неживой природы на живую в зависимости от смены времён года.

Слайд 17.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Слайд 18.






See also:
Яндекс.Метрика