Урок окружающего мира во 2 классе Материки и океаны


Тема: Материки и океаны.

Цели урока:

1-линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».

2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

2- линия развития – формирование – оценочного отношения к миру.

3) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.

4) Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

Минимум: учащиеся к концу 2 класса должны перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте.

Понятия: часть света, материк, океан.

Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карте полушарий у доски, контурные карты, изображения животных.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

Позвольте начать урок с притчи. (слайд 2)

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках

— На уроке вы получите новые знания какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Прочитайте слова, написанные на доске. На какие группы их можно разделить?

Меридианы, параллели, экватор, карта, план, глобус, масштаб, океаны, материки, звёзды, планеты, Луна.

Меридианы

Параллели

экватор

Карта

План

Глобус

масштаб

Океаны

материки

Звёзды

Планеты

Луна

— Обоснуйте свой ответ.

— Что вы можете рассказать о каждой группе?

— О чём вы не смогли рассказать? Почему?

— Сформулируйте тему урока. (записывается на доске)

-Сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие.

-Кто первым совершил кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан) (слайд 3)

— А что он доказал своим плаванием? (шарообразность Земли) (Слайд 3)

— На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан?

— Как вы думаете, почему?

— Я думаю, если бы в те времена были самолёты, он бы совершил своё путешествие на самолёте, вы согласны со мной? ( выслушиваются мнения детей)

— Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле.

— В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие карту или глобус? Почему?

Мы разделимся на две группы. Первая группа будет передвигаться по Северному полушарию, вторая по Южному. (показ на карте, прикрепляются к карте изображения кораблей)

— Повторим Устав групповой работы: (слайд 4)

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

В любом плавании принято вести бортовой журнал. В него записываются сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось на пути. Возьмите свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.

вода

суша

-Перечислите разные названия географических объектов, с которыми вы встретились.

— На какие две группы вы разделили увиденное и почему?

— Какое общее название имеют увиденные вами участки воды? (океаны)

— Сколько океанов вы насчитали? (рассказ ученика о Южном океане)

Запись в таблицу.

— Найдите самый большой и самый маленький океаны. (Тихий, Северный ледовитый океан)

— В каком полушарии можно встретить сразу все океаны? (восточное)

— Какой океан можно прейти? Почему?

— А кто знает, какая вода в океанах?

Если вам интересно узнать, почему вода в море солёная, поищите ответы в книгах, интернете. На следующем уроке обменяемся найденной информацией.

Физкультминутка.

Путешествуя по странам

Утомились мы в пути

Предлагаю вам, ребята

Встать и с корабля сойти.

Посмотреть направо,

Посмотреть налево,

Потянуться к солнцу,

Удивиться «Где мы?»

Через ручьи и кочки

Перепрыгнем ловко,

Для первооткрывателей всегда нужна сноровка.

Вдыхаем свежий воздух,

Как бабочки кружимся.

И на цветок чудесный

Спокойно мы садимся.

3. Совместное «открытие» знаний .

— Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

— Какое общее название они имеют?

— Сколько материков на карте?

— Как можно назвать такие участки суши, воды? Составьте определение (карточки) (работа в парах)

Океаны

Крупные водные пространства между материками.

материки

огромные участки суши, окружённые водой

— Проверим свои предположения по учебнику с. 96.

— Давайте рассмотрим материки и сравним их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129.

— Какой материк самый большой? (слайд 6)

— Чем похожи Евразия и Северная Америка? (располагаются в Северном полушарии)

— С каким материком можно объединить Южную Америку в одну группу? (Африку, т.к. часть материков в Северном полушарии, часть в Южном)

— На каких материках много равнин? (Южная Америка, Евразия)

— Где самые высокие горы? (Евразия)

— Можно ли объединить в одну группу Антарктиду и Австралию?

— Покажите на карте полушарий материки, поместите на них контуры материков. ( у доски работают 2 человека )

— Остальные ребята работают в парах, на контурных картах найдите все материки и обведите контуры.

— Что вы заметили на карте? (Евразия разделена на 2 части, Юж.Америка и Сев.Америка одинаковые по цвету)

— Как вы думаете, почему?

— Найдите ответ в учебнике на с. 97. (части света) (слайд 7)

Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Именно в такой последовательности люди открывали эти земли.

— Почему Европу , Азию и Африку можно объединить в одну группу? (это части старого света)

-Какая часть света состоит из двух материков?

— Какие части света находятся на одном материке?

4. Самостоятельное применение знаний. (По группам)

I группа — выполнение задание в рабочей тетради с. 31. №1.

Самопроверка.

II группа, используя шаблон, составляют рассказ о материках.

Африка расположена в ______ полушарии. Её берега омывают:_____________________________________________________________Африку можно назвать самым жарким материком, потому что___________________________. В Африке обитают:____________________________________________________.

Антарктида находится на_______________________. Это самый_________________материк, потому что_________________________________. В Антарктиде обитают ________________________________________________________.

— Расселите на материках животных. (работа у доски)

5. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.

— Что нового узнали?

— Как узнали, что помогло?

— Где пригодятся знания?

— Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

— Как работал ты?

6. Домашнее задание.

Прочитать учебник стр.96-103;

I группа- Составить рассказ о материках

II группа –составит рассказ « Материк моей мечты»

-Спасибо за урок.

Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской (читает ученица…)

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу






See also:
Яндекс.Метрика