Урок окружающего мира Великий круговорот жизни


МОУ « СОШ №15 п. Березайка» Бологовского района тверской области

Великий круговорот жизни

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Автор: Карпова Ирина Александровна, учитель начальных классов

2010 год

Великий круговорот жизни

Урок окружающего мира в 3 классе. Учебник « Мир вокруг нас»

Автор учебника: А.А.Плешаков.

Цели урока: 1.знакомство учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота; 2.привитие навыков бережного отношения к природе.

Задачи:

обучающая: формировать представления о взаимосвязи всего живого на Земле;

развивающая:развивать умение аргументировать свои ответы, логически излагать свои мысли;

воспитывающая: содействовать развитию познавательного интереса к предмету.

Оборудование: 1. Муляжи грибов.

2. Мультимедийная презентация Power Point « Великий круговорот жизни».

3. Учебник « Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь « окружающий мир» 1 часть.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Номер слайда презентации

Организационный момент/2 мин.

Ребята, посмотрите, герои какой сказки сегодня присутствуют на нашем уроке?

А вы читали эту сказку? О чём в ней говорится?

Сказка « Король Лев» отец Муфаса и сын Симба

У величественного короля-льва Муфасы рождается наследник- львёнок по имени Симба. Уже в детстве любознательный малыш становится жертвой интриг дяди Шрама, мечтающего только о власти и готового ради этого на всё. В течение сказки показан весь трудный путь маленького Симбы, от изгнания, борьбы, до осознания того, что значит быть настоящим королём. Закалённый испытаниями, он познает горечь утраты, предательство и в нелёгкой борьбе, приобретёт себе новых друзей и завоюет своё законное место в « круге жизни».

Слайд1

Повторение изученного/5 мин

Мудрый лев Муфаса предлагает нам вспомнить, что мы уже изучили о природе.

Учащиеся делают сообщения о грибах по теме предыдущего урока « Грибы» Показывают муляжи грибов.

-лисичка жёлтая; белый гриб;

морчок; бледная поганка.

Введение в тему урока. Мотивация к открытию новых знаний/3 мин

А сейчас давайте вспомним, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

( Ученики инсценируют отрывок из книги « Король Лев»)

Как вы думаете, прав ли король Лев?

Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей!

На одном из прошлых уроков мы знакомились с круговоротом воды, а сегодня на уроке мы докажем, что на Земле происходит круговорот жизни .

Сценка « Муфаса и Симба»

Муфаса: Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.

Симба воскликнул: Но ведь мы едим антилоп!

Муфаса: Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, мы все являемся частицей большого круговорота жизни!

Предположения учащихся.

Слайд 2

Работа по теме урока ( на основе презентации)/15-17 мин

Ребята, учёные считают, что основу круговорота составляют три группы организмов. Как вы думаете, какие?

Организмы – производители. Так учёные – экологи называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества( сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и солей.

Следующая группа организмов- это Организмы- потребители. Ими являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

И третья группа организмов – организмы – разрушители. Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им, эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в природе . И каждое из этих звеньев связано между собой и необходимо друг другу. Как мы можем это показать на слайде?

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Вспомните, пожалуйста, как называется главная часть почвы?.Из перегноя под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

Вот так вещества и путешествуют в природе по кругу. Давайте покажем это на нашей схеме.

И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.

Предположения учащихся

При показе каждого нового слайда учащиеся делают свои предположения по поводу названия организмов, т почему так называются и какова их роль в круговороте. Задача учителя направлять учеников к правильным выводам и помогать обобщать .

Учащиеся работают с интерактивной доской. При помощи маркеров расставляют стрелки между звеньями круговорота и объясняют свой выбор. По окончании работы выполняется проверка. ( В презентацию включена правильная расстановка стрелок по щелчку)

Главная часть почвы- перегной

Расставляем стрелочки в презентации с помощью маркеров. Затем проверяем.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Физкультминутка/2 мин

Ребята, мы сегодня долго работаем с компьютером. Наши глаза устали. Давайте отдохнём. . Широко открыть глаза.

Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.

Затем перевести взгляд до предела вправо, зафиксировав это положение на

секунду.

Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево,

также зафиксировав на секунду.

Глаза держать открытыми.

Выполнять упражнение 10 раз в направлении

часовой стрелки и столько же раз — против

часовой стрелки.

После выполнения упражнения напоминаю, что для сохранения зрения очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, то есть закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Выполняют упражнения

Работа с учебником и рабочей тетрадью.( Закрепление)/10 мин

Рассмотрите рисунок на с.125 учебника.

Какие группы организмов составляют основные звенья в круговороте жизни?

Почему растения названы организмами – производителями, а животные организмами-потребителями?

Какие организмы названы разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?

Какова роль почвы в круговороте жизни?

Представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Например, грибы и бактерии. Что будет происходить?

Откройте рабочую тетрадь на с. 56. Разделимся на 2 группы:1 группа: зад.№1, 2 группа: зад.№2

Затем проверим работу друг друга.

Не будет перегноя, не будет солей для растений, не будет самих растений).

Работают в тетради, взаимопроверка.

Итог урока. Рефлексия./3 мин

Назовите основные звенья круговорота жизни .

Какой вывод мы можем сделать?

Наш урок подходит к концу. И чтобы узнать насколько удачно он прошёл, предлагаю выполнить последнее задание.

Ребята, прочитайте на доске половинки фраз, выберите одну и продолжите, пожалуйста, фразу.

Вывод: все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете.

Читают и продолжают выбранную фразу.

сегодня я узнал…

было интересно…. было трудно…

я понял,что…. я выполнял задания… теперь я могу…

я приобрёл… я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось … я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Слайд10

Выставление отметок (c комментариями)/2 мин

Домашнее задание./2 мин

Ребята, дома ещё раз перечитайте параграф урока. На с. 126. ответьте на вопросы « Проверь себя». Также придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот жизни.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания.






See also:
Яндекс.Метрика