Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культур


Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна

Учитель начальных классов МБОУ « СОШ №28»

Г. Нижнекамска

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии.

Приоритетной задачей уроков окружающего мира в начальной школе является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. Уроки нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде.

Вопросы экологического воспитания детей, рассматриваемые на уроках, различны. От темы к теме учащиеся вновь и вновь возвращаются к проблемам экологии.

Первые уроки проходят в игровой форме путешествия по лугу, лесу, морю.

В процессе игры дети узнают об отрицательных изменениях в природе, являющихся результатом хозяйственной деятельности

и личного поведения людей.

Например, проводится игра «Беда в лесу». В процессе игры дети приходят к такому выводу: срубив ёлку к новогоднему празднику,

люди не только губят живое дерево, но и лишают крова многих лесных обитателей.

Большое значение в формировании экологически подкованной личности играют экскурсии. Такие уроки более доступны и интересны младшим школьникам. Они расширяют знания детей об охране природы, раскрывают роль природы в жизни человека.

С помощью атласа – определителя дети сами узнают названия растений и насекомых. Задача учителя — научить детей не только узнавать их, но и выяснить, как на лесной массив влияет близость человека; это и сломанные деревья, и вытоптанные дорожки и полянки, выжженные места. Очень эффективны психологические ходы, которые могут использовать учителя в своей практике. На природе только наблюдаем за растениями и животными, а не губим их. Ценность не в собранных цветах, а во впечатления. Или расчет числа особей, которые погибли на пожаре. Обсуждение вопроса нашего сознания «гибель одного — это трагедия, а смерть тысячи – статистика». После экскурсии дети пишут сочинения на темы «Планета заболела», «Что сказали бы цветы, если бы умели говорить» и другие.

Осенью дети развешивают кормушки для птиц, а зимой их подкармливают. С большим удовольствием дети постарше выполняют исследовательские работы на различные экологические темы: «Экономия воды в быту», «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь», « Что я могу сделать для моего двора, города, Земли» и другие.

Выполняя эти работы, дети проявляют все свои знания и умения, накопленные на уроках. Выясняется, что из пустых коробок можно сделать кормушки для птиц, бутылки можно собирать отдельно и сдавать на переработку, так как природа перерабатывает пластиковый стакан за сто лет, а стеклянную бутылку за 4 тысячи лет. Дети понимают, что люди должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Задача учителя объяснить детям, что жизнь- это высшая ценность, превосходящая прочие ценности (деньги, богатство, добывание трофея) и многое другое. На уроках решаются и задачи по экологии, например: « В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвет по 3 цветка?» Также дети составляют памятки по экологии после каждой пройденной темы. Работа проходит в группах. Первая группа составляет памятку о воде, вторая — о воздухе, третья — о продуктах питания. Дети предлагают свои варианты по очистке воды и воздуха. Кто-то предлагает очистить воздух с помощью комнатных цветов, кто-то с помощью кондиционера, а кто-то просто попросив взрослых не курить в помещении. Учитель может использовать психологический ход, который называется «шокирующие подробности», показав рисунок легких здорового некурящего человека и курящего. Воду дети предлагают очистить с помощью фильтра для воды, а, покупая продукты питания в магазине проверять срок годности или даже просить сертификат качества.

Вывод таких занятий очень прост: каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

Элементы экологического воспитания можно и нужно вводить в учебный предмет и любое внеклассное мероприятие, будь то поисковая работа, военно-спортивная игра или творческий фестиваль.






See also:
Яндекс.Метрика