Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме Наши предки — древесные жители Образовател


ГБОУ СОШ №1987

г. Москва

Конспект урока окружающего мира

в 4 классе

Тема: «Наши предки – древесные жители»

Учитель начальных классов

Селивёрстова Людмила Александровна

Тема урока: «Наши предки – древесные жители»

Урок окружающего мира в 4-ом классе по Образовательной системе «Школа 2100» (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Цели:

Познакомиться учащихся с происхождением человека, со сходством в строении человека и обезьяны.

Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные,

коммуникативные.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Задачи:

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные :

— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Регулятивные:

— целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

— планирование (составление плана выполнения задания в группах)

— прогнозирование (выдвижение гипотез о приспоблениях обезьян?????)

— контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)

— коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике)

— оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные:

1.Общеучебные универсальные действия:

— формулирование темы урока

— поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

— смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

— анализ объектов с целью выделения существенных признаков

— синтез как составление целого из частей

— выбор оснований для сравнения

— подведение под понятия, распознавание объектов

— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

— выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные:

— умение слушать и вступать в диалог

— участвовать в коллективном обсуждении проблем

— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока

Технология проблемно — диалогического обучения

Технология продуктивного чтения

Технология оценки учебных успехов

Технология групповой работы

1 Слайд

Ход урока

Организация внимания

Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

— Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук «Оооооооо …». (2 минуты)

-Ребята, а теперь подойдите к доске и возьмите тот лепесток, который вам нравится по цвету. С красными лепестками садитесь за правый стол, а с синими лепестками за левый стол.

Слайд

Диалог Миши и Лены ( на экране иллюстрация)

Миша: Что ты на меня так смотришь?

Лена: Пожалуй, ты действительно немножко похож на обезьяну.

Миша: Мне кажется ты больше на неё похожа своими размерами. А вообще, мы все – родственники!

Учитель: Какие мнения высказывают наши герои? (Дети сравнивают друг друга с обезьянами)

Какой у вас возник вопрос? (Правда ли мы схожи с обезьянами )

Слайд.

Давайте рассмотрим рисунок и решим, правы ли Лена и Миша.

Почему Миша называет нас и обезьян родственниками?

У нас есть сходные черты, поэтому мы родственники. Но есть и отличия, ведь мы живем в разных местах.

Определение темы урока.

Слайд

Человек — одна из величайших загадок для самого себя. Как много разных представлений существует о происхождении человека, его недостатках и добродетельности, мировоззрении и интуиции. Похоже, что пока рано делать окончательные выводы о том, что же такое человек.

Учитель: Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке.

О человеке, о животных, об обезьянах.

Дайте имя нашему уроку.

Человек и обезьяна. Наши предки обезьяны

А теперь проверим, совпали ли наши предположения с названием нашей темы.

Сегодня на уроке мы будем говорить о наших предках, а именно об обезьянах.

А для чего нам нужно знать это?

(Чтобы передать знания своим детям, чтобы знать кто наши предки и т. д.)

-Чтобы точнее ответить на этот вопрос мы вернемся к нему позже.

III. Совместное открытие знаний.

Учитель: Вспомним наших дальних родственников.

Слайд

Учитель: Что вы можете сказать об этих обезьянах?

(Горилла большая обезьяна, шимпанзе маленькая и шустрая, орангутанг и гиббон большие обезьяны, они все живут на деревьях, внешне они похожи на человека )

-чтобы больше узнать об этих обезьянах, предлагаю вам самим найти о них информацию.

Человекообразные обезьяны – наши дальние родственники

Учитель: А сейчас давайте поработаем с информацией. Я вам раздам карточки, вы прочтете и постарайтесь ответить на мои вопросы. (Работа по карточкам) Прочитайте задание. Что нужно выполнить? Первая группа подчеркни те особенности, которые роднят человека со всеми животными , а вторая группа только с обезьянами.

Проверяем

Слайд 10

питается готовыми органическими веществами, подвижный.

имеет широкие плечи, имеет подвижные, ловкие конечности, имеет хорошо развитый мозг.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Кто из животных ближе к человеку?

Мы относимся к миру животных. Ближайшие наши родственники – человекообразные обезьяны. Ученые считают, что у человека и обезьян были общие предки, которые вели древесный образ жизни.

Учитель: Рассмотрим иллюстрацию

Слайд 11

Что вы видите? Что вы можете сказать о «руке обезьяны»?

Почему произошли изменения руки?

Чтобы ухватится за ветку, “рука обезьяны” должна её чувствовать. На коже пальцев обезьян имеется множество чувствительных клеток – рецепторов осязания, что позволяет хватательной конечности выполнять функцию органа манипуляции предметами. Хватательная конечность не нуждается в когтях, поэтому они заменены на плоские ногти.

-Что вы можете сказать о руке человека.

Рука человека ещё более чувствительный и ловкий орган.

— Почему зрение важно для человека? Для обезьяны?

-А сейчас выполним задание № 1

-Проверим.

Слайд 12 .

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ГЛАЗ,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый ГЛАВНЫЙ

Учитель: Посмотрите на рисунок и попробуйте ответить на вопрос, как развит мозг обезьяны?

Слайд 13

Мозг обезьяны хорошо развит. Они легко учатся использовать новые предметы и меняют своё поведение в незнакомых условиях.

Учитель: Предлагаю снова поработать с информацией и ответить на мой вопрос: Почему обезьяны так поздно взрослеют?

(Слайд 14)

Сложное поведение обезьян требует длительного обучения

Учитель: Назовите все сходства человека с обезьянами.

Слайд 15

Общие предки, ведущие древесный образ жизни, хорошо развита рука, зрение, сложный мозг, длительный период детства

Учитель: Теперь находим отличия человека от обезьян

Слайд 16

Учитель: Выполним задание № 2 Вам нужно продолжить предложения

Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ЧЕТЫРЕХ КОНЕЧНОСТЯХ. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ДВУХ НОГАХ. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать ПИЩУ и защищаться от ХИЩНИКОВ

Взаимопроверка

-А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильность выполненного задания.

Учитель: Какие движения может выполнять рука человека?

(Слайд 18)

Разнообразные точные и сложные движения.

Учитель: Назовите какое главное отличие человека от животных?

(Слайд 19)

Главное отличие человека от животных – разум. Человек обладает речью

Учитель: Назовите другие отличия человека от животных (Слайд 20)

Хождение на двух ногах, развитие мышц ног с опорой на стопу. Люди могут предвидеть события, продумать свои действия. Общаются с помощью речи

IV. Закрепление изученного.

— Выполнение заданий по группам.

Задание № 3 Отметить знаком «+» те рисунки, на которых изображены действия, доступные только рукам человека..(Слайд 23)

Проверка.

V. Подведение итогов

— Что нового узнали? (Обезьяны наши дальние предки, у обезьян как и людей длительный период детства, хорошо развит мозг, хорошо развита рука, зрение…)

-А теперь вернемся к вопросу, для чего нам нужна эта информация ?( Для того, что множество особенностей человека становятся понятными для нас, если мы будем знать, что наши древние предки жили на деревьях.)

Оценивание учащихся

Ребята, оцените себя на уроке:

-Тот кто считает, что работал активно, отвечал на все задания- поднимите карточку красного цвета.

-Тот, кто считает, был недостаточно активен и отвечал не на все вопросы, поднимите карточку желтого цвета.

-Ну и тот кто считает, что мало работал на уроке, поднимите зеленую карточку.

-А теперь давайте оценим урок. Если понравился урок поднимите карточку красного цвета, если не понравился, то зеленого цвета.

Задание на дом

Найти сообщения о обезьянах

2.* Описать как выглядел бы разумный муравей.

Литература

1. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова

// Управление начальной школой. — 2010. — № 10. — С. 26-33.

Ценностные ориентиры образования в гимназии. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся на момент поступления в школу, окончания 1-го класса и выпуска из начальной школы.

2. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова

// Народное образование. — 2010. — № 7. — С. 209-216.

Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.

3. Перминова Л.М. Дидактическая взаимосвязь школьных образовательных стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова // Педагогика. — 2010. — № 4. — С. 26-32. — Библиогр.: с. 32.

4. Перминова Л.М. Дидактические условия взаимосвязи школьных стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова

// Школьные технологии. — 2010. — № 3. — С. 3-9.

5. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева

// Методист. — 2010. — № 4. — С. 61-67.

6. Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева

// Управление начальной школой. — 2010. — № 7. — С. 15-22.

7. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…» / Л. Г. Петерсон

// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 3. — С. 17-23. — Библиогр.: с. 23.

А

Наши предки – древесные жители

Задание 1.

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.

Задание 2.

Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ___________________________________. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ___________________. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать _____________ и защищаться от __________________________________.

Задание 3.

Зачеркните в тексте фразы с которыми вы не согласны.

Наши предки вели древесный образ жизни. Поэтому люди теперь ходят на двух ногах. У них широкие плечи и хорошо развито зрение. Детство людей длится очень долго, и они многому обучаются у своих родителей. Как и у обитателей деревьев, у них есть речь.

В отличие от обезьян люди хорошо видят и имеют ловкие руки с подвижными пальцами.

Б

Наши предки – древесные жители

Задание 1.

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.

Задание 2.

Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ___________________________________. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ___________________. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать _____________ и защищаться от __________________________________.

Задание 3.

Подчеркни фразы, которые может понять собака

«Сидеть», «Ко мне», «Свари макароны», «Иди в школу», «Принеси палку», «Реши задачу»

С

Наши предки – древесные жители

Задание 1.

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика