Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока Что человечество ценит больше всего ОС Школ


Хулапова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 9» гвободного Амурской области

Урок окружающего мира по программе ОС «Школа 2100»

4 класс

Тема урока: Что человечество ценит больше всего?

Цели и задачи урока:

Линия 1. Овладение картиной мира: научить объяснять, как общечеловеческие ценности объединяют всех людей на Земле в одно человечество.

Линия 2. Чувственно – эмоциональное отношение к миру: научить замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека.

Ход урока:

I, Постановка проблемы.

Учитель: Вспомните, какие сказки, написанные в разных странах мира, вы знаете?

(Ученики перечисляют известные им сказки).

Слайд 1. (Сказки написаны разными народами в разных странах.)

Учитель: Какие герои противоречат друг другу в этих сказках?

Ученики: Иван – царевич и Кощей бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба,…

Учитель: Чем похожи друг на друга Золушка, Иван – царевич, Али-баба?

Ученики: Они добрые герои.

Учитель: Чем похожи Кощей, Баба Яга, Мачеха?

Ученики: Они злые.

Учитель: А кто из героев всегда побеждает в сказках?

Ученики: Добрые герои.

Слайд 2. (Сказки во многом похожи – добро побеждает зло).

Учитель: Посмотрите на слайд. Какой вопрос у вас возник?

(С помощью учителя дети формулируют главный вопрос – проблему урока: Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?)

Слайд 3.

II. Версии детей. Актуализация знаний.

Учитель: Расставьте буквы в нужной последовательности, и вы получите понятия, без с которыми мы хорошо знакомы, без которых мы не можем решить поставленную проблему.

В Е С О С Т Ь — СОВЕСТЬ

Р А М О Л Ь — МОРАЛЬ

Учитель: Раскройте каждое понятие.

(Ученики пользуются словарём в конце учебника)

Совестью называют способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла.

Мораль – это правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. В них говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими.

Учитель: Какое отношение данные понятия имеют к сказкам разных народов?

Ученики: В сказках заключена народная мудрость, они тоже учат нас отличать добро от зла, совершать хорошие поступки. Нам нравятся положительные герои, не нравятся отрицательные.

Учитель: Нас объединяет общее понимание добра и зла. Читая сказки, мы понимаем, что доброта и любовь – это хорошо, а злоба и ненависть – это плохо. Это понимают все жители человечества, это общечеловеческая мораль. Она находит своё отражение в творчестве людей и в сказках в том числе.

Мозговой штурм.

Учитель: Подберите как можно больше ассоциаций, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «зло».

(Убийство, вражда, ненависть, корысть, …)

Учитель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»?

(Свобода, любовь, мир, здоровье, счастье, жизнь, …)

Учитель: Мы знаем, что мораль существует в любом обществе. А какие общественные группы человек может назвать своим обществом?

Ученики: Семья, класс, город.

Учитель: Сейчас мы разделимся на группы. Задания группам: Какие общественные поступки надо совершать в этой общественной группе, а какие – вызовут в ней осуждение?

(Класс делится на группы: семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники)

Учитель: А человечество является общественной группой?

У человечества (всех жителей планеты) могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль? Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Учитель: Именно это золотое правило нравственности позволяет нам понимать сказки разных народов.

Учитель: Эти ценности относятся к духовной сфере, касающихся нравов, т.е. правил, принятых в обществе, поэтому они получили название – нравственные ценности.

Слайд 4.

Физминутка.

Учитель: Вам хотелось бы отправиться в путешествие по миру? В каких странах вы хотели бы побывать?

(Ответы детей)

Учитель: Сейчас мы совершим небольшое путешествие, посмотрим различные памятники архитектуры.

Слайды 5 – 14.

Учитель: Скажите, чем отличаются эти памятники архитектуры?

Ученики: Эти памятники архитектуры созданы в разное время, они не похожи друг на друга.

(Сообщения детей, подготовленные заранее)

Сиднейская опера.

В 1954 году в Сиднее был объявлен конкурс архитекторов на строительство нового здания оперы. В конкурсе приняли участие 233 специалиста из 32 стран мира. Победителем оказался тогда никому неизвестный датчанин Йорг Утцон.

Как и многие участники конкурса, он никогда не видел, а только знал по фотографиям то место, где должна была строится опера. Когда он работал над проектом, он представлял себе паруса яхт в сиднеевском порту, храмовые постройки майя и ацтеков, которые он видел в Мексике. Реализовать техническую идею Утцона было очень сложно, но она резко отличалась от других, была очень интересной. Большую часть денег на постройку оперы удалось получить через лотереи. Официальное открытие оперы состоялось 20 октября 1973 года в присутствии королевы Елизаветы II. Сейчас многие говорят, что здание оперы – самое красивое здание из тех, что были построены после Второй мировой войны. Когда смотришь на это здание с яхты или корабля, то оно кажется гигантским белым лебедем, который вот-вот взлетит.

Внутри здания пять залов для разных представлений, большой кинозал. В этом здании висит самый большой в мире театральный занавес, а в концертном зале – самый большой орган, у него 10 500 труб.

Покровский собор.

Покровский собор на Красной площади в г. Москве – знаменитый памятник средневекового русского зодчества. В народе его называют Храмом Василия Блаженного – по имени известного московского юродивого, погребённого в 1552 г. у стен Троицкой церкви, которая первоначально стояла на месте собора. В сознании миллионов людей этот храм не просто архитектурный памятник, а символ целого периода русской истории. Его построили по указу Ивана Грозного, в нём служили патриархи московские, ему дивились приезжавшие в далёкую Московию европейские купцы и дипломаты. Многопредельность в русских храмах была известна и ранее, но лишь в Покровском соборе соединились группы отдельных храмов в одном сооружении. Вокруг центрального, самого высокого столпа, увенчанного шатром, по сторонам света расположены четыре больших храма, а по диагоналям – четыре малых. Первоначальная цветовая гамма фасадов собора выглядела более сдержанно. Стены имели тёмно-красный тон, были расписаны «под кирпич». Рельефные линии были выбелены, часть была выложена из белого камня. Шатёр и главы были покрыты лужёным железом, некоторые из них вызолочены. В XVII веке прославленный московский собор продолжали украшать. Его отдельные архитектурные детали были раскрашены, поверхности глав стали многоцветными, стены расписали орнаментами. Архитектура Покровского Собора приобрела образ дивного райского сада.

Учитель: Эти здания такие разные, а увидеть их хочется всем. Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются и средневековыми соборами и затейливыми сооружениями Востока? Так что же объединяет все эти здания?

(Ответы детей)

Учитель: Значит, представления о красоте во всём мире может быть сходно.

Слайд 15.

Учитель: Какие вы знаете спортивные соревнования, зародившиеся в Древней Греции?

Ученики: Олимпийские игры.

Учитель: Какие страны в них участвуют?

Ученики: Очень многие, почти весь мир.

Учитель: Какие ещё международные соревнования вы знаете?

Ученики: Чемпионаты Европы, мира.

Учитель: Как вы думаете, почему люди разных культур, говорящие на разных языках с удовольствием принимают участие в различных международных соревнованиях?

Ученики: Спорт содействует укреплению мира на Земле. Спорт способствует установлению мирных, дружественных отношений между странами. В спорте побеждает сильнейший, а не самый богатый.

Учитель: Давайте проверим свои предположения по тексту учебника на странице 108. Отметьте на полях учебника то новое знание, которое вы для себя открыли.

(Дети читают текст учебника)

Учитель: Итак, что нового вы для себя открыли?

(Ответы детей)

Учитель: Какое же значение для людей имеют сейчас Олимпийские игры и другие спортивные соревнования?

(Ответы детей)

Учитель: Именно поэтому спорт является таким же достижением культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле.

Слайд 23.

IV. Итог урока.

Учитель: Вернёмся к вопросу, который мы задали себе в начале урока. Почему сказки, написанные в разное время, в разных странах, имеют много общего, почему они понятны людям разных культур?

Учитель: У вас на партах карточки. Продолжите фразу:

Общечеловеческие ценности – это __________________

Домашнее задание: Прочитать текст учебника на стр. 106 – 109; проверить свои знания по вопросам после текста. Найти новые понятия в словаре, дать им определение.






See also:
Яндекс.Метрика