Урок окружающего мира в 4 классе по программе ГармонияТема Луг


Тема: «Луг. Значение луга для человека»

Класс. 4

Цель: сформировать у учащихся представления о луге, как о природном сообществе.

Задачи:

Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;

развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, умение работать в группе, коллективе.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Всем знакомы слова детской песенки. (Детям предлагается прослушать запись музыкального произведения «Кто пасётся на лугу?» и посмотреть видеофайл.)

-О каких домашних животных говорится в песне?

-Почему человек разводит коров?

-От чего зависит количество и качество молока? (От корма.)

-Где пасутся коровы?

-Кто уже готов назвать тему урока?

— самоопределение (Л);

— смыслообразование (Л);

— целеполагание (П);

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-Бывали вы на лугу?

-Что такое луг?

-Какие растения вы узнали?

-Каких животных вы узнали?

-Вы достаточно много знаете, а хотите узнать больше? Как вы думаете, какая главная задача нашего урока?

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— подведение под понятие (П);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

— учёт разных мнений (К);

— использование критериев для обсуждения своего суждения (К);

3. Постановка учебной задачи

(По ходу обсуждения составляется «Кластер».)

-Да, ребята, на уроке мы узнаем, что такое ЛУГ, какие растения растут на лугу, его обитателей и как они связаны между собой

Луг

растения животные

травы насекомые птицы звери земноводные

пресмыкающиеся

значение для человека

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— подведение под понятие (П);

— определение основной и второстепенной информации (П);

— постановка и формулирование проблемы (П);

— структурирование знаний (П);

— волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

— учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

— разрешение конфликтов (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, я приглашаю вас на заочную экскурсию, которая поможет расширить ваши знания о природном сообществе – луг. Мы пройдёмся по лугу, вдохнём воздух, пахнущий травой и мёдом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зелёное богатство нашей природы. А чтобы наше путешествие вам запомнилось, было полезным, наблюдайте, слушайте, чувствуйте. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!

-Ну, что ребята, разбиваемся на группы.Я знаю, что за этим столом собрались ребята, которых увлекает растительный мир и поэтому группа получает название – БОТАНИКИ. Ребят этой группы объединяет любовь к животным, их мы назовём – ЗООЛОГИ. Я знаю, что среди вас есть ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ. Они знают правила бережного отношения к ней и с удовольствием поделятся ими со всеми нами. Во время экскурсии, на всех этапах, нам будет необходимо мнение НАУЧНОГО СОВЕТА.

-Каждая группа получает своё задание. У вас на столах есть алгоритм действий, который поможет быстро и правильно их выполнить. Если нужна помощь – сигнализируйте мне.

— смыслообразование (Л);

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

— познавательная инициатива (Р);

— выдвижение гипотез и их обоснование (П);

— поиск необходимой информации (П);

— использование знаково-символических средств (П);

— установление причинно-следственных связей (П);

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— построение логической цепи рассуждений (П);

— доказательство (П);

— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

— осознание ответственности за общее дело (Л);

— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К);

— адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

— учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

— достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

— разрешение конфликтов (К).

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Работа групп.

 Карточка-задание для группы ботаников

1.   Рассмотрите образцы растений у вас на столе.

2.   Опираясь на текст и иллюстрации учебника на с.30, 33 выберите образцы луговых растений. Наклейте на карточки соответствующие названия. Подберите и наклейте соответствующее описание.

3.   Разделите их на 2 группы: цветковые растения и кормовые травы. Что узнали о них? Подготовьтесь рассказать о каждой группе.

а) Выступление группы ботаников.

-А что думает о луговых растениях научный совет?

Карточка-задание для группы научный совет

1. Прочитайте предложенные тексты.

2. Обсудите, каким именно сообщением вы можете дополнить выступление каждой группы.

3. Распределите тексты между собой.

4. Подготовьтесь к рассказу.

Научный совет дополняет группу ботаников:

-А знаете ли вы, что (показ рисунков ромашки аптечной и нивяника) эти два растения, ромашка и нивяник, относятся к одному семейству и имеют много общего. Отличить растения можно по листьям – у нивяника они жёсткие, а у ромашки – нежные. У нивяника на стебле один цветок, а у ромашки – много. Нивяник внесён в Красную Книгу. Есть и лекарственные травы: одуванчик, ромашка, тысячелистник. Ядовитые растения: паслён, лютик, хвощ, молочай люди уничтожают, так как молоко коров от них становится горьким.

Итог.

 Карточка-задание для группы зоологов

1.     Прочитайте текст.

2. Выберите информацию, подходящую к каждой группе животных.

3. Выделите нужные предложения маркером по образцу.

насекомые земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

4. Приготовьтесь рассказать о каждой группе.

б) Выступление группы зоологов

Научный совет дополняет группу зоологов:

Хвост у ящерицы такой же длины, как и тело. Дело в том, что когда хищник хватает за хвост, то он от боли сам обламывается, а ящерица убегает. Не беда – главное жива осталась. Через некоторое время вырастает новый хвост.

Поедая насекомых, птицы сохраняют растения. Оказывается, что вес насекомых съеденных за день, например, трясогузкой превышает её собственный вес. Поэтому, каждая спасённая птица – это десятки спасённых растений.

Божья коровка за день съедает 270 тлей.

-Сделаем вывод: животный мир представлен многими группами животных (особенно много насекомых и птиц). Приспособились благодаря маскирующей окраске, маленьким размерам; обитают в норах или строят гнёзда на земле.

Карточка-задание для группы «друзья природы»

1.     Прочитайте детское сочинение. Правильно ли вели себя дети на луг? Исправьте текст.

2. Подготовьтесь прочитать исправленное сочинение, сопровождая его знаками – правилами поведения на лугу.

в) Выступление группы «друзья природы».

«Найди ошибки в детском сочинении». (сопровождается показом знаков «Друзья природы)

     Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. День прошел весело!

Научный совет дополняет группу «друзья природы»:

-Мы увидели, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Они живут сообща, а это значит, ЛУГ – природное сообщество.

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

— использование знаково-символических средств (П);

— подведение под понятие (П);

— установление причинно-следственных связей (П);

— выполнение действий по алгоритму(П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— построение логической цепи рассуждений (П);

— доказательство П);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);

— формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

— учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

— использование критериев для обоснования своего суждения (К);

— осознание ответственности за общее дело (Л);

— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-В начале нашей работы, были узнаны и названы немногие растения и животные луга. Проверим, расширили ли вы свои знания по нашей теме.

Тест № 1.

-Выберите правильный ответ.

1.Луг-это безлесный участок земли, покрытый травянистой растительностью.

2.Луг-это участок земли, который имеет ярусы: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.

3. Луг-это участок земли, засеянный зерновыми культурами.

Тест № 2.

1.На лугу растут кувшинка, тростник, клевер.

2. На лугу растут ландыш, осока, ягель.

3. На лугу растут нивяник, клевер, лютик.

Тест № 3.

1.На лугу живут лебеди, рябчики, шмели.

2. На лугу живут трясогузки, ящерицы, пчёлы.

3. На лугу живут пчёлы, кабаны, лоси.

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

— подведение под понятие (П);

7. Включение в систему знаний и повторение.

-Да, луг — это безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью. Растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой, зависят друг от друга, поэтому луг – это природное сообщество.

-Луга имеют большое значение для людей. На лугах пасут домашних животных и заготавливают для них сено на зиму. Пчеловоды используют луговые травы для получения цветочного мёда. Луга украшают родной край. Они нуждаются в заботе и охране, иначе богатый ценными травами луг может превратиться в заросший сорняками пустырь. Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в конечном итоге он пострадает сам.

Самостоятельная работа по учебнику.

Отметьте в тексте.

— Что для вас явилось открытием на сегодняшнем уроке.

— Что поразило, удивило?

— О чём вы расскажете своим родителям дома?

— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

— понимание текстов, извлечение необходимой информации(П);

— подведение под понятие (П);

— установление причинно-следственных связей (П);

— выведение следствий (П);

— построение логической цепи рассуждений (П);

— доказательство (П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

— учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

— использование критериев для обоснования своего суждения (К);

— постановка вопроса (К);

— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какое затруднение у вас возникло? В чём была причина затруднения?

— Какую цель перед собой поставили?

— Каким способом действовали?

— Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

— Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

— Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

— Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

— Что ещё вы хотели бы узнать по данной теме?

Обсуждение домашнего задания.

— рефлексия способов и условий действия (П);

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

— самооценка на основе критерия успешности (Л);

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

— использование критериев для обоснования своего суждения (К);

— планирование учебного сотрудничества (К);

— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.






See also:
Яндекс.Метрика