Урок окружающего мира в 4 классе Наш край урок-путешествие


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 «Б» КЛАССЕ

«НАШ КРАЙ ( УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ )»

УЧИТЕЛЬ ЛУПАЧЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

гАТЧИНА

2011

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок-путешествие.

Цели. Обучающие: познакомить детей с природой края, проблемами экологии; совершенствовать навыки работы с картой.

Развивающие: совершенствовать навыки связной речи, формировать умение работать с различными источниками информации.

Воспитывающие: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края, познавательную активность учащихся.

Оборудование: физическая карта Ленинградской области, карты природных зон и животного мира в уменьшенном виде у каждого ученика, заготовки буклетов, фотографии охраняемых животных и растений (в том числе на интерактивной доске в виде презентации), тестовое задание на компьютерах, интерактивная доска с ответами на задания тестов.

Ход урока.

I. Организация класса. 1 мин.

II. Сообщение темы и целей урока. 2 мин.

— Посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Наш край)

— Как вы понимаете выражение «мой край»? (Это край, где мы родились, учимся, живём. Это наша родина.)

— Если посмотреть на административную карту России, то можно увидеть Ленинградскую область, похожую на бабочку, которая раскинула свои крылья на северо-западе нашей страны.

— Это наша малая родина, которую мы очень любим. А любить родину – значит знать её, изучать. Цель нашего урока — сделать очередные шаги в изучении нашего края, послушать, что о нём говорят разные учёные, а также поделиться своими знаниями с нашими друзьями из Германии. Наш девиз сегодня – «Ленинградская область глазами географа, биолога, эколога, археолога». А для германских друзей из города-побратима Гатчины Эттлингена мы составим мини-буклеты на память.

— План работы зашифрован на доске значками. (Ученики по символам определяют, о чём пойдёт речь на каждом этапе урока:

1. География.

2. Полезные ископаемые.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Экология.

III. Изучение нового материала.

1. География Ленинградской области. 9мин.

А)— Давайте определим географическое положение нашей области.

Вика Антонова. (Область расположена на Восточно-Европейской равнине, в умеренном поясе Земли. Основная природная зона области – лесная.)

Запись в буклете: Ленинградская область расположена на Северо-Западе России. Площадь 85 тыс.кв.км. Основная природная зона лесная.

— Назовите соседей Ленинградской области.

Сергей Гречушников: (На северо-западе по территории области проходит государственная граница Российской Федерации с Финляндией. На западе – с Эстонией. На юго-западе и юге область граничит с Псковской и Новгородской областями, на востоке – с Вологодской областью, на севере и северо-востоке – с Карелией.)

— Расскажите о водоёмах нашего края. ( На территории области очень много водоёмов. Самые крупные озёра – Ладожское и Онежское. Самые крупные реки – Нева, Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва, Луга. Река Нева – очень глубокая и широкая судоходная река, хотя и короткая. Её протяжённость всего 74

км. На месте впадения Невы в Финский залив располагается город Санкт-Петербург.)

Запись: Крупнейшие озёра: Ладожское и Онежское. Крупнейшие реки: Нева, Свирь, Волхов.

Молодец, Сергей, ты верно показал на карте географические объекты, но испытывал затруднение при показе крупнейших озёр. Отметка 4

— А что вы знаете о нашем городе? (Гатчина – самый крупный город Ленинградской области. Располагается Гатчина на юге Ленинградской области. В Гатчинском районе протекают реки Оредеж и Ижора (приток Невы).

Запись: Центр Ленинградской области город Санкт-Петербург. Крупнейший город Ленинградской области город Гатчина. Население около 100 тысяч человек.

— Молодцы, ребята! А теперь назовите поселения Гатчинского района. (Сиверский, Вырица, Дружная Горка, Тайцы, Коммунар, Кобрино.)

— А сейчас предоставим слово учёным-географам. У них для вас интересная информация.

Учёный-географ (Антон Потапов): — Площадь Ленинградской области почти 85 тысяч квадратных километров. В состав области входят 16 районов; 27 городов. Территория области больше таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды. Население составляет примерно полтора миллиона человек.)

Запись: В состав области входит 16 районов, 27 городов. Население 1500000 человек.

— Спасибо нашим учёным. А какие формы земной поверхности преобладают в нашей области? Взгляните на карту. (Показ учеником на карте). (Поверхность Ленинградской области – равнина. Высота над уровнем моря в основном не превышает 100м, но встречаются возвышенности высотой до 200м. На востоке области располагаются возвышенности. На карте они окрашены в очень светлый коричневый цвет.)

— У наших учёных-географов есть дополнения. (На востоке расположены Тихвинская и Вепсовская возвышенности с максимальной отметкой 290м над уровнем моря.) (Показывает на карте.)

Итог: — Что представляет собой поверхность Ленинградской области?

Запись: Поверхность: равнина.

Б) — По условным значкам на карте определите, какими полезными ископаемыми богата наша земля. (Бокситы, фосфориты, горючие сланцы, торф, гранит, известняк).

— Дополнение учёных-географов. Татьяна Иванова: (Бокситы используются в производстве алюминия; фосфориты – фосфора, горючие сланцы – газа и многих химических продуктов и лекарств. А как используются торф, гранит и известняк, вы сейчас сами скажете.)

Дети: — Торф используют для отопления, в производстве удобрений, медикаментов. Гранит и известняк – в строительстве.

Вывод о преобладании гранита, известняка, песка, т.е. строительных пород.

Запись: Полезные ископаемые: гранит, известняк, торф, бокситы, фосфориты.

В) Самостоятельная работа с картой. Ученики разделяются на 3 группы.

1 группа определяет местонахождение залежей торфа,

2 группа – гранита,

3 группа – песка.

Г) Проверка (Индивидуальные ответы детей).

Оценка.

— Оба учёных-географа получают отметку «5», три ученика (по результатам проверки самостоятельной практической работы) : Арина Хюппонен и Мария Донцу не сразу верно назвали местонахождение залежей торфа и гранита и получают отметки «4». Павел Никулин полностью справился с заданием, его речь была грамотной. Отметка «5». 5 отметок

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Флора и фауна Ленинградской области. 10 мин.+ тест 5 мин.

А) — А теперь поговорим о природе нашего края. Назовите виды деревьев, которые произрастают у нас. (Ель, сосна, берёза, осина, дуб, рябина, ива.)

— Богата область и лекарственными растениями. Какими? (Брусника, крапива, ландыш, малина, мать-и-мачеха, ромашка, пустырник, подорожник, тысячелистник, зверобой, черника.)

— Послушайте сообщение нашего учёного-ботаника. ( Игнат Борисов. Ученик дополняет ответы детей и рассказывает о ландыше.)

— Листья ландыша майского оказывают лечебное влияние на сердце. Собирать листья нужно в тот момент, когда у растений появятся бутоны. В следующий раз на том же месте заготавливать растение можно не раньше, чем через 3 года. Также листья содержат эфирное масло, которое используется не только в медицине, но и в парфюмерии. Цветущие поляны ландыша представляют собой волшебное зрелище и распространяют по всей округе дивный аромат. К сожалению, многие люди не понимают, что это растение стало очень редко встречаться в природе, и рвут его во время цветения, а некоторые даже продают у метро и железнодорожных платформ. Покупая эти душистые букетики, мы поощряем уничтожение прекрасных цветов. Ландыш майский занесён в Красную книгу и охраняется государством.

Запись: Растения, занесённые в Красную книгу России: ландыш, купальница.

Б) — Взгляните на карты, которые лежат перед вами, и назовите виды животных, обитающих на территории нашего края. (Заяц, лисица, белка, кабан, лось, косуля ,волк, медведь, бобр, барсук, росомаха.)

Вывод о том, что животный мир области характерен для лесной зоны.

Какие из животных внесены в Красную книгу?

— 1-й учёный–зоолог (Никита Пасичниченко): «В Ленинградской области для охраны животных созданы заповедники и заказники. В Красную книгу внесены 9 видов птиц, гнездящихся или встречающиеся в области. Это хищные птицы: орлан-белохвост, беркут, скопа, змееяд, сапсан, кречет. А ещё малый, или тундряный, лебедь, белощёкая казарка, чёрный аист. (Показывает фотографии птиц.)

— 2-й зоолог (Аня Лякина): « В Нижне-Свирском заповеднике охраняется ладожская нерпа. Ладожская нерпа – уникальный памятник природы, морской реликт (т.е. древний вид животного). Раньше считалось, что нерпа поедает ценные промысловые виды рыб, на неё была открыта охота и это сильно сократило её численность. Однако учёные провели исследования и убедились, что пища нерпы состоит большей частью из малоценных видов рыб, что нерпа не приносит ущерба рыбному хозяйству и является санитаром озера. Живому памятнику природы – ладожской нерпе необходима надёжная охрана.»

— 3-й зоолог (Алина Максимова): «В ХХ веке на территорию Ленинградской области были завезены некоторые животные для акклиматизации и дальнейшего распространения. Это канадский бобр, енотовидная собака, американская норка, ондатра. Эти животные акклиматизировались, размножились и теперь имеют промысловое значение. В Гатчинском районе на специальной ферме разводят австралийских страусов.»

Запись. Животные, охраняемые государством: орлан-белохвост, беркут, тундряный лебедь, ладожская нерпа.

В) Тест на первичное запоминание материала «Я знаю природу нашего края» (на компьютерах).

I — Отметьте значком те растения, которые НЕ характерны для Ленинградской области.

Малина

Ландыш

Финиковая пальма *

Сосна

Кипарис *

Брусника

II – Отметьте значком названия животных, обитающих в Ленинградской области.

Заяц-беляк *

Попугай какаду

Американская норка *

Ондатра *

Фламинго

Канадский бобр *

Самопроверка (ответы транслируются на интерактивной доске).

Г) Оценка работы ботаника (1 ученик) и зоологов (3 ученика).

— Спасибо учёным, приготовившим для нас новые интересные сведения. Вы получаете отметки «5» 4 отметки

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 1 мин.

3. Экология Ленинградской области. 9 мин.+ тест 4 мин.

А) – Как же человек относится к природе?

(Обсуждение проблем экологии: вырубка лесов, загрязнение воздуха и водоёмов, браконьерство, неумеренная охота.)

— А что мы, каждый из нас, можем сделать для сохранения природы в нашем общем доме?

(Ученики предлагают свои варианты решения проблем экологии.)

(Не будем мусорить в лесу, у водоёмов, разжигать костры, будем защищать животных, растения.)

Б) – Учёные-экологи всерьёз обеспокоены состоянием окружающей среды в нашей области. Послушаем их.

1-й эколог (Сергей Пунтусов): «Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. Всё это произошло по вине человека.

Санкт-Петербург – огромный промышленный центр. В нём десятки промышленных предприятий, которые выпускают в атмосферу вредные газы, а в реки – сточные воды.»

2-й эколог(Алёна Задворьева): «Для охраны растений и животных в Ленинградской области кроме Нижне-Свирского заповедника создан 41 заказник и 5 охраняемых зон для нереста лососёвых рыб. Известен заказник «Вепсский лес», «Мшинские болота», «Ракитинский». Недалеко то Гатчины находится уникальный памятник природы – Саблинские пещеры, водопад и обнажения редких пород красного песка. Это заброшенные штольни после добычи кварцевых песков. Пещеры – уникальные места зимовок нескольких видов летучих мышей.»

— Спасибо нашим учёным-экологам за интересную информацию. Вы хорошо подготовились, речь была грамотной. Отметки «5». 2 отметки.

Запись. Для охраны растений и животных в Ленинградской области создан Нижне-Свирский заповедник и несколько заказников.

В) Экологический тест.

– Что же мы с вами должны делать для спасения природы? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним тестовое задание на компьютерах. Знаком «+» отметьте факторы, способствующие сохранению природы.

А) защита лесов от пожаров (+)

Б) защита от комаров

В) разведение животных (+)

Г) защита растений от вредных насекомых (+)

Д) уничтожение ядовитых грибов

Е) отстрел волков

Ж) лесопосадки (+)

Г) Самопроверка по записям на интерактивной доске. Обсуждение ответов.

Проблемная ситуация: некоторые ученики могут пометить знаком «+» вариант Е, другие будут не согласны.

— Попробуйте аргументировать свою точку зрения.

(Мнение одной стороны: волки могут напасть на скот, на собак или даже на человека.

Мнение другой стороны: волки являются санитарами леса, поедая раненых и больных животных, от которых могут заразиться и другие обитатели леса. К тому же, волки нападают только в самое голодное для них время, что случается очень редко, т.к. они всегда могут сами найти себе добычу. Известно , что «волка ноги кормят».

IY. Итог урока 2 мин.

— О нашем крае можно рассказывать долго. Не перечесть всего того, чем он богат и интересен. Но урок-путешествие подошёл к концу. Что же больше всего вам запомнилось из услышанного сегодня?

(Ответы учеников.)

— Я очень рада, что урок заинтересовал вас, что вы приняли в нём живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба. А наши друзья из Эттлингена получат в подарок небольшие буклеты. Спасибо за работу на уроке.

Y. Домашнее задание. 1 мин.

— Дома вы должны будете выполнить задания №1 и №2 в рабочей тетради на стр.47 (Записать основные сведения о своём крае, которые помогут вам рассказать о нём.)

Россия

Ленинградская

область

Германия

Гатчина Эттлинген

Ленинградская область расположена ________________________

__________________________________________________________

Площадь _________________________________________________

Центр Ленинградской области ______________________________

В состав области входят ___ районов; ___ городов.

Население __________________ человек.

Крупнейший город Ленинградской области __________________

Население Гатчины ______________________ человек.

Основная природная зона Ленинградской области ____________

Поверхность ______________________________________________

Крупнейшие реки _________________________________________

Крупнейшие озёра _________________________________________

Полезные ископаемые _____________________________________

__________________________________________________________

Растения, занесённые в Красную книгу ______________________

__________________________________________________________

Животные, охраняемые государством _______________________

__________________________________________________________

Для охраны растений и животных в Ленинградской области создан _____________________________ заповедник и несколько заказников.






See also:
Яндекс.Метрика