Урок окружающего мира в 4 классе Я знаю родной край итоговый


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 «Б» КЛАССЕ

«Я ЗНАЮ РОДНОЙ КРАЙ»

УЧИТЕЛЬ ЛУПАЧЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

гАТЧИНА

2011

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели. Образовательные: показать значимость водоёмов, недр, почвы,

растительного и животного мира нашего края в жизни человека;

формировать представления о негативном и позитивном влиянии

деятельности человека на многообразие видов растений и животных

края.

Развивающие: содействовать развитию умения осуществлять самокон

троль и самооценку учебной деятельности, развивать умение анализи

ровать, сравнивать, делать выводы, развивать мыслительную деятель-

ность.

Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к природе родного

края, формировать коллективизм, сплочённость.

Оборудование. У каждого ученика: тесты №1 и №2, экологическая задача, заготовка для терминологического диктанта, конверт с набором представителей растительного и животного мира природных сообществ. Кроссворд, ответы на тест №1 и к заданию «растительные сообщества».

Ход урока.

I. Организация класса. 1 мин.

II. Сообщение темы и целей урока. 2 мин.

— Послушайте стихи девочки Марины Юдзевич и определите их основную мысль.

Вот букет, он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки.

Это мы срываем без разбора

Нежные, тугие стебельки.

Зачем мы рвали их – не знаю.

Быстро вянет первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне,

Вестников весны там больше нет.

Очень просто погубить живое.

Ведь не могут же подснежники сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою,

Только очень просим нас не рвать.»

Мнения детей: люди безжалостно губят растения и животных, в том числе занесённых в Красную книгу. Основная мысль: очень просто погубить живое. Нужно наслаждаться красотой природы, а не губить её.

— На сегодняшнем уроке мы обобщим знания о родном крае, полученные во время изучения раздела «Наш край – часть большой страны», обобщим экологические знания. Урок носит и контрольный характер. Прочитайте план урока.

Запись на доске. 1. Поверхность. Водоёмы.

2. Подземные богатства.

3. Почва.

4. Растительные сообщества.

5. Растениеводство и животноводство.

III.Обобщение.

1.Поверхность и водоёмы. 7 мин.

А.— Ответьте на вопросы теста №1.

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется…

А) балка; Б) холм; В) овраг.

2. Поверхность Ленинградской области в основном имеет характер:

А) равнинный; Б) гористый; В) плоскогорье.

3. Горы, созданные людьми, называются…

А) холмы; Б) плоскогорья; В) терриконы.

4. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называется…

А) гора; Б) холм; В) плоскогорье.

5. К естественным водоёмам относятся:

А) пруд, озеро, канал; Б) ручей, море, река; В) пруд, водохранилище, канал

6. Водный поток, имеющий исток и устье, это …

А) озеро; Б) канал; В) река.

7. Какие океаны омывают Россию?

А) Индийский, Тихий, Атлантический;

Б) Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический;

В) Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.

8. Какое озеро является одним их крупнейших озёр Ленинградской обл.?

А) Ладожское; Б) Байкал; В) Селигер.

9. Выбери верный ответ. Водоёмы – это…

А) место обитания животных и растений;

Б) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;

В) украшение Земли.

10. С водоёмами связана жизнь следующих животных:

А) утки, лебеди, цапли;

Б) трясогузки, совы, кукушки;

В) орлы, аисты, кедровки.

Б.Самопроверка. Ответы предъявляются на доске:

В 6. В

А 7. Б

В 8. А

Б 9. Б

А 10. А

Ошибочные ответы корректируются.

Критерий оценки: 5 правильных ответов – «3»

6 – 8 прав. ответов — «4»

9 –10 прав. ответов — «5»

В. – Аргументируйте следующую точку зрения: водоёмы нуждаются в охране.

Павел Никулин: водоёмы должны быть чистыми, чтобы животные и растения, которые там живут, не погибли, чтобы люди могли пользоваться водой для питья. Но воду загрязняют стоками заводы и фабрики, туда приносятся ядохимикаты с полей, бензин и другие химические вещества после мойки автомобилей. Нужно запретить такие действия. А ещё нужно запретить людям бросать в воду мусор, чтобы водные животные и люди не поранились.

Дополнительный вопрос: как в водоёмы попадают ядохимикаты и удобрения?

(С дождевой водой).

— Какую помощь взрослым в охране водоёмов можете оказать вы?

(Следить за чистотой ручьёв и родников, расчищать их, не рвать водные растения)

— Молодец, ты дал развёрнутый аргументированный ответ и ответил на дополнительные вопросы. Отметка 5

2. Подземные богатства. 6 мин.

— К какой природе относится вода (к живой или неживой)?

— Назовите другие объекты неживой природы.

— Вы назвали среди объектов неживой природы и камни, полезные ископаемые. Что мы называем полезными ископаемыми?

(Все природные богатства, которые добывают люди.)

— Иванова Таня и Потапов Антон приготовили для вас кроссворд о полезных ископаемых.

Т.Иванова: — Предлагаем разгадать кроссворд. Я задам вопросы о словах, зашифрованных по горизонтали, Антон – по вертикали.

(Задают вопросы по очереди).

По горизонтали:

1. Очень прочен и упруг.

Строителям надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

3. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

4. Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

5. По трубе течёт,

Пироги печёт.

6. Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте же, что это?

8. Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи.

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге, 2. Покрывают им дороги,

То увязнут сильно ноги. Улицы в селениях.

А сделать миску или вазу, А ещё он есть в цементе.

Она понадобится сразу. Сам он – удобрение.

7. Росли на болоте растения, 9. Он несёт в дома тепло,

Стали топливом и удобрением. От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий.

Ответы.

По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.

По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.

— Таня, почему полезные ископаемые нужно использовать экономно?

(Их нельзя восстановить, потому что они образовывались в недрах Земли много миллионов лет.)

— Антон, как полезные ископаемые, относящиеся к неживой природе, связаны с живой природой?

(Многие из них образовались из остатков живых организмов миллионы лет назад. Поэтому можно сказать, что живая и неживая природа взаимосвязаны.)

— Спасибо за подготовку к уроку. Вы дали правильные ответы.

Две отметки 5.

3. Почва. 9мин.

А.— Послушайте экологическую сказку и ответьте на вопрос: кто кому родственник? (Сказку читает учитель.)

Вздрогнула земля – трах-тара-рах! – полетели камни и скалы кувырком с обрыва… Изо всех сил старался задержаться меньшой камень. Мимо него в клубах пыли промчался старшой брат, по пути его настигла скала-громадина, тяпнула мимоходом по макушке и расколола на куски.

«Да-а, брат… — подумал меньшой гранит. – Вот тебе и каменный характер. Видно, и вправду быть тебе землёй».

Но в это время что-то толкнуло самого меньшого брата, покатился он вслед за всеми да так крепко приложился внизу, что искры посыпались.

Не скоро пришёл в себя наш камень. Пожалуй, не один миллион лет миновал, пока он очнулся. А очнулся – глядь, лежит он вместе с другими незнакомыми камнями на льду, а от старшего брата и обломков не видать.

Это был огромный ледник, спускавшийся вниз по ущелью длинным языком.

Наверху в горах вьюги наметали толстые пласты снега. Под собственной тяжестью снег оседал и постепенно превращался в лёд, а на него ложились всё новые и новые снежные слои. Такой получился груз, что лёд постепенно стал сползать вниз. Нашёл дорогу и полз по ней, словно тесто из кастрюли. Неспешно полз ледяной язык, и год от года то ущелье становилось всё глубже и шире. А получилось это оттого, что в лёд врастало множество больших и малых камней; ими и пилил ледник свою дорогу, словно гигантской тёркой.

Немало таких ледников съезжало с высоких снежных гор, а доехав до мест потеплее, они таяли и весь свой каменный груз громоздили великими кучами.

Чего только не случалось с меньшим гранитом и во время его ледяного путешествия, и потом, когда он прибыл на новое местожительство! Он лежал себе, кряхтел, да благословлял свой каменный характер. И пуще всего его злило, что вокруг травка зелёная, цветы головками качали, колосья шептались – и все Землю-матушку славили да благодарили.

— Чего он её хвалят? – ворчал лежач-камень. – Грязь одна! Летом – пыль, весной – слякоть… То вода эту землю точит, то ветер носит, кто хочет, тот и топчет. А всего хуже, что в неё любая зелень может свои жадные корни запустить.

Ворчал-кряхтел старый камень, а его никто не слушал – все от такого соседа подальше держались. Впрочем, граниту только того и надо было – лишь бы его не тревожили, лишь бы не мешали, а там хоть трава не расти. Одно плохо – растёт всё-таки. Совсем незадолго до конца этой сказки пролетел ветер и промолвил: — Кто здесь родственников ругает?

— Что же получается? Неужели эта противная мокрая и чёрная земля мне родственница? – сказал камень.

— А как же! Почва чёрная…

— Почему же почва чёрная?

Лякина Анна: Почва чёрная от перегноя. А перегной – это остатки растений и животных.

— Правильно, Аня. Дослушайте конец сказки. Почва чёрная из-за остатков растений, из-за перегноя (гумуса), а больше всего в ней песчинок да глины. И всё это – дети гранитов и других очень старых камней.

Б.— Так кто же кому родственник? Сделайте вывод.

Антонова Вика: Гранит и почва – родственники. Почва образовалась из остатков камней, поэтому в ней содержатся песчинки, а ещё в почве содержатся остатки живых организмов.

— Я считаю, что почва нуждается в охране. Права ли я? Докажите.

Лякина Анна: Почву нужно беречь, потому что она образовывается очень медленно: 1см за 300 лет. А повредить её легко. Люди портят землю ядохимикатами, неразумно используют почву при строительстве домов, дорог, при разработке полезных ископаемых не закапывают карьеры, неправильно распахивают почву.)

Дополнительный вопрос: как растения защищают почву?

(Там, где нет растений, ветер и вода могут быстро смыть почву.)

— Ты правильно ответила на вопросы, но не всегда точно формулировала свои мысли. Отметка 4

В. Решение экологической задачи.

— Возьмите лист с экологической задачей. Решим её. (Поэтапное решение.)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика