урок окружающего мира в 3классе УМК Гармония Тема Почва её состав и образование


Урок окружающего мира

Разработала и провела – Молчанова О.Н,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Нелюбинская сош» Томского района, Томской области

Тема урока: Почва и ее свойства

Класс: 3класс

УМК: «Гармония»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе.

Задачи:

сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;

продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно — следственные связи между живой и неживой природой;

делать выводы на основе проведенных опытов;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;

прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы

Формируемые УУД:

Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации

Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность

Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий

Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Оборудование: ИД доска, проектор, ноутбук, горелка, пробирки, земля, вода, спички, презентация

Литература:

учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова, Издательство «Ассоциация 21век» Смоленск. 2012год.

Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова, Издательство «Ассоциация 21век» Смоленск. 2012год.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

Основные понятия

Почва – это верхний плодородный слой земли

Гумус – перегной, смесь органических веществ

Чернозём – богатая перегноем почва

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами

Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы – профессии

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, карточки для практической работы

Презентация, словари, интерактивная доска — ИД

Организация пространства

Учебный кабинет

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Сл.1 Приветствие

Сл.2

Что вы уже знаете о формах земной поверхности?

Чем они различаются?

Как образуются овраги? Какие места для жизни облюбовал человек? Почему?

Сл. 3

Предложения + стих.

Вопросы:

Почему одно и то же слово написано по-разному?

Равнина, холм, гора, овраг

Чтение предложений и стиха, работа по их содержанию

Ответы на вопросы учителя

Почему одно и то же слово написано по-разному?

Познавательные: «Земля»название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.«земля» — слой почвы.

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

II. Актуализация знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

— Какой раздел мы изучаем?

-Какие еще вещества мы изучали?

— Что о них узнали?

— Можно ли предположить, что почва это тоже вещество?

Вывод: значит …

— А для чего нам это нужно?

Сл.4 – Цель и задачи

— Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?»

Сл.5

Путешествие в мир веществ

Воздух, вода

Свойства и состав

Да, вещество, потому что …

… мы можем узнать состав почвы.

Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.

1 гр. — работа с толковым словарем –2гр. – с учебником,

3гр. – пытаются сформулировать ответ самостоятельно

Найти объяснение слова «Почва»

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Познавательные: «Земля» — название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.«земля» — слой почвы.

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

Регулятивные: ставим цель и задачи

III. Постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование темы урока

Сл. 6

Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды)

-А как они появляются в почве (родятся)

Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие –

Сл.7

Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову

Вот это и есть главное, основное свойство почвы.

Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя.

Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Сл.8

Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»

Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.

Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.

Познавательные: «Земля» — кормилица, матушка.

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам

IV. Открытие учащимися новых знаний

Цель:

Узнать, как образуется почва.

— Всякая ли почва становится местом обитания растений, животных и человека?

— А как же образуется почва?

Видео – Уроки Кирилла и Мефодия, тема №3, урок 10

Сл. 9

Работа в группах:

Моделируем образование почвы:

горная порода, вода, ветер, солнце, мхи, бактерии, лишайники, растения и животные.

Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.

Пытаются закрепить на основе картинок слайда:

Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их.

Ветер выдувает мелкие осколки породы, перенося их в другие места. Наносит мелкие частицы песка и глины, образуя

участки, где смогут прижиться семена растений. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу

по созданию почвы.

Познавательные: Почему не всякая почва является местом обитания

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

Регулятивные: ставим цель и задачи

Личностные: умение работать в группе

V. Практическая работа

Цель:

Дать возможность узнать о составе почвы

— А как узнать о составе почвы?

Работа в группах – опыты

Сл. 10

воздуха, песок и глина

Продолжить узнавать состав почвы:

Уроки КиМ, тема №3, урок 4

Снимем стекло, продолжим нагревать почву.

Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем.

Вывод по Сл.10

Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов

Что увидели на стекле?

Вывод: в почве есть вода (Щ)

Что почувствовали?

Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных (Щ)

Что произошло?

Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей (Щ)

1гр:

Налей полстакана воды

Опусти туда комочек почвы

Понаблюдай, что происходит

Сделай вывод

2гр:

Налей полстакана воды

Опусти туда комочек почвы

Размешай ложечкой

Что произошло

Дай постоять раствору

Что осело на дне стакана?

Сделай вывод

3гр:

Рассмотри стаканы с почвой

Попробуй визуально определить, какая там почва

Сделай вывод: в каком стакане будет лучше расти цветок, почему?

Познавательные: состав почвы

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

VІ. Рефлексия

Цель:

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса

И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика