Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока Чтобы путь был счастливым


МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа№1»

Урок окружающего мира

в 3 «В» классе

Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».

Подготовила : Жменя Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Возраст детей: 9

п .Волоконовка

2012 г

Пояснительная записка.

Урок окружающего мира по теме «Чтобы путь был счастливым» по программе «Школа России» входит в раздел «Наша безопасность». Актуальность изучения правил безопасного поведения связана с увеличением автомобильного транспорта, отсутствием в нашей местности пешеходных переходов, тротуаров. Изучение правил безопасного поведения проходит как на классных часах, так и на уроках окружающего мира. Сохранить жизнь и здоровье детей – значит, сохранить будущее.

С каждым годом растет число транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают травмы дети. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий. Ребенок, придя в школу ,уже имеет определенный опыт по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Он обладает навыками поведения не только правильного, но и неправильного поведения. Это и перебегание через дорогу, вместо того, чтобы переходить спокойно, наблюдая, за движением слева и справа. Это постоянный переход улицы по самому короткому пути — наискосок, выбегание из- за стоящих машин, из- за углов домов, других помех, которые закрывают обзор. Учить детей безопасному поведению нужно как можно раньше. Проводить данную работу необходимо в сотрудничестве семьи и школы.

Изучение школьниками правил дорожного движения имеет своей целью сформировать у них следующие навыки безопасного поведения на дороге

-умение выбрать наиболее безопасный маршрут движения,

-умение контролировать свое поведение на дороге,

-умение предвидеть скрытую опасность,

-умение переключать внимание при выходе в опасную зону (на проезжую часть),

-умение наблюдать ситуацию ,возникающую на проезжей части.

С этой целью проводятся уроки по правилам безопасного поведения в рамках уроков «Окружающего мира», ОБЖ, на классных часах.

Предполагаемые результаты:

-снижение детского дорожно-транспортного травматизма,

-повышение правовой культуры участников дорожного движения

Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».

Цель:— формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи урока:

-образовательная: — обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах.

-развивающая: — способствовать формированию безопасного поведения на улицах и дорогах;

-формировать представление о типичных ошибках в поведении на дороге;

-формировать умение принимать решение в различных ситуациях и делать выводы;

-воспитательная: — формировать культуру поведения на дороге;

— воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность.

Оборудование: — А. Плешаков «Окружающий мир». Учебник для 3 класса,2 часть, — М.Просвещение 2008г.

— Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс,2 часть.- М.Просвещение 2008

-Карточки с заданиями, цветные кружки для рефлексии (красный, желтый, зеленый)

-ПК, Мультимедийная презентация, модель светофора.

Ход урока:

1. Орг. момент — Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Мне хочется пожелать вам хорошего настроения, узнать что-то новое, поделиться своими знаниями, быть очень внимательными.

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор –

Зеленый, желтый, красный глаз

Он каждому дает приказ.

Приложение 1 Слайд 1

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – (ответы детей)

2.Сообщение темы. – Тема нашего урока «Чтобы путь был счастливым».

Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах. (Слайд 2)

3. Работа по теме урока.

1) Введение в тему.- А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения.

На карточках записаны утверждения по изучаемой теме, среди которых есть верные и неверные. Найдите ошибки, обсудите в группе.

-Ходить разрешается по проезжей части.

-Переходить улицу только там, где положено.

-Переходить только на желтый сигнал светофора.

-Можно кататься там, где ездят автомобили.

-Садиться в автомобиль и выходить из него со стороны тротуара.

( Дети работают в группах, ищут ошибки)

2) – Когда человек куда-то собирается идти или ехать, ему всегда говорят «Счастливого пути!». Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо постараться. Ведь любая дорога таит в себе опасность. — Почему многие люди попадают не туда, куда спешили, а в больницу? — Подумай, как избежать опасности, если ты пешеход, велосипедист или пассажир? Послушайте стихотворение А.Дмоховского «Ученик и грузовик» и сделайте выводы для себя. Приложение 2

(Стихотворение читают подготовленные дети)

— Какое правило нарушил мальчик Петя?

-Какие правила должны соблюдать пешеходы?

(Дети высказывают свои предположения)

— А теперь прочитайте правила. (слайд3-4)

Правила пешехода:

1.Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.

2.Переходить дорогу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.

3.Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный.

-Знакомые и простые правила! Но как часто дети нарушают их.

-Каким должен быть современный пешеход? (собранным, внимательным, осторожным)

— Твои родные всегда волнуются за тебя, когда ты куда-нибудь уходишь из дома. Поэтому пусть эти три главных правила пешехода станут торжественным обещанием, которое ты дашь своим родным. (Это обещание вы попробуете составить дома)

.3).Работа с учебником Но есть еще и другие правила, которые нужно соблюдать. (с.9.Прочитайте правила.)

— Что вы для себя усвоили? (Ответы учащихся)

4).Закрепление. Самостоятельная работа в тетради с.6.№2

Рассмотрите рисунки. Все ли ребята поступают правильно? Объясните. Закрасьте кружки под правильными поступками детей зеленым цветом.

Проверка работы.

Игра на внимание. «Да, нет»

-Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)

— Что хотите – говорите, красный цвет – проезда нет? (Да)

-Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

-Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? ( Нет)

-Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

-Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

— Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

-Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

5).Работа с учебником — А сейчас послушайте рассказ про двух подружек и подумайте, что бы могло произойти дальше и сделайте выводы (Текст читает хорошо читающий ученик.)

(Слайд 5 -8)

6) У каждого из вас есть схема маршрута «Безопасный путь от дома до школы». — Кто из вас четко следует по составленному маршруту? Сейчас мы разделимся на группы (по месту жительства) и расскажем, как идем до школы по данному маршруту.- Какие опасности подстерегают вас на вашем пути?

(Слайд 9-14) Схемы безопасного маршрута.

(Рассказы детей об опасностях на их пути 2-3 человека)

К сожалению, наши дороги (во многих местах) не имеют тротуаров. Дорога, которой пользуются пешеходы, является одновременно и проезжей частью для транспортных средств. Поэтому надо тщательно пронаблюдать, где транспортные средства появляются часто, где они пересекают ваш путь, и все это отметить на схеме.

По дороге в школу и обратно вы можете встретиться с приятелями, знакомыми, соседями и родителями. Чаще такие встречи происходят вблизи школы или дома. Они отвлекают ваше внимание, а это уже опасно. Поэтому ближайшие к школе и дому переходы надо тоже отметить.

(Слайд 15) Правила. (На слайде правила кратко записаны)

1. Никогда не зовите никого через дорогу: ни родных, ни знакомых, ни друзей. Это не только неприлично, но может быть и опасно, т.к. побуждает пересечь дорогу, позабыв про правила движения.

2.Не стесняйтесь об этом сказать своим товарищам, и даже взрослым, чтобы и они так не поступали.

3.На схеме нужно также отметить участки с ограниченным обзором, где дорогу загораживают заборы, сооружения, постройки, зеленые насаждения.

4.Никогда не переходите проезжую часть между припаркованными автомобилями, в каком бы месте они не стояли.

5.Запомните: схема безопасного маршрута не составляется раз и навсегда. Во — первых, как только вы заметили, что на вашем пути произошли какие-либо изменения (поставили забор, вырыли яму…) сразу отметьте это на своем пути.

Во – вторых, даже, если все по-прежнему, следует не реже 2-3 раз в месяц сверять схему с дорогой в школу.

Это не только освежит в вашей памяти опасное место, но и поможет избежать вам скрытой опасности, о которой вы не подозреваете. Что, если однажды там, где всегда спокойно, вдруг выскочит машина. Сумеете ли вы вовремя правильно отреагировать? Дело в том, что постоянно спокойная дорожная обстановка вызывает привыкание, притупляет бдительность. Это опасно тем, что неожиданное изменение ситуации может вызвать растерянность, скованность, притупить реакцию.

4.Физкультминутка « Светофор». Я показываю сигналы светофора. Если красный – стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте.

5.Самостоятельная работа по изучению темы в группах.

1 гр. Если ты велосипедист (Слайд 16-17).Самостоятельное чтение текста с.10

— С какого возраста можно ездить на велосипеде? — Где можно кататься на велосипеде?

2 гр. Если ты пассажир. (Слайд18)Самостоятельное чтение текста с.11.(2 группа)

-Какие правила необходимо соблюдать, когда являетесь пассажирами?

6. Памятка (Слайд 19)

7.Прверка знаний по теме. Приложение 3 Презентация «Знайте правила движения»

8.Итог. — Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог. — Почему каждый человек должен соблюдать правила безопасного поведения на улице и проезжей части дороги?

9.Д/з — Составить обещание по правилам безопасного поведения и оформить на отдельном листе.

10.-Выступление учащихся по теме «Мой безопасный путь». А сейчас послушайте стихотворение в исполнении учеников. (Прилагается)

Рассказ учеников 3 класса «Мой безопасный путь»

(Подготовили дети и родители. Читают 2 ученика ) Приложение 4

10.Рефлексия. — Тот, кто считает, что во время урока хорошо изучил правила безопасного поведения на улицах и дорогах, прикрепите зеленый кружок. Тот, кто считает, что не очень – желтый. А тот, кто совсем не изучил — красный.

-Спасибо за работу.

Литература: — Дорожная безопасность: обучение и воспитание младших школьников. Москва «Третий Рим» 2006г.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. Москва «Вако» 2008г. -Поурочные разработки по ОБЖ 3 класс. Москва «Вако» 2008г.

-Методические рекомендации УГИБДД УВД Белгородской области. Белгород 2000г.






See also:
Яндекс.Метрика