Урок окружающего мира в 3 классе по теме Жизнь — особенность планеты Земля


Тема: « Жизнь- особенность планеты Земля».

Цель: Создать условий для понимания значимости жизни на планете Земля.

Задачи:

Развивать интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живем, формировать экологическую грамотность.

Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме, тем самым создать условия для общего развития школьников.

Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками; делать выводы и обобщения.

Расширять кругозор, развивать эстетический вкус ребенка, способность к конструктивному мышлению с опорой на эмоциональную сферу; развивать умение спорить и доказывать свое мнение в корректной форме; работать над развитием речи.

Оборудование: глобус; маски планет для детей, карточки со словами; фотография планеты Земля — вид из космоса; макеты планет, которые развешаны по классу на потолке; вырезанные комплекты цветов ромашек красного, желтого и серого цвета; презентация по теме.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Вид урока: анализ ситуаций.

Ход урока

I. Организационный момент

— Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны раскрывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку…

— Пять!

II. Вводная беседа

Учитель: Ребята, Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы отправимся в космос в гости к планетам Солнечной системы. (1 слайд)

— Итак. Вы готовы? Занять всем посадочные места в ракете! Пристегнуть ремни! Полетели! (слайд 2- ракета)

— Посмотрите вокруг, мы с вами в открытом космосе. Какая вокруг красота!(3 слайд) Пока вы любуетесь красотой, подумайте и ответьте мне на такой вопрос «Где живет человек?»

(Ответы учитель закрепляет на доске, начиная с самого маленького места обитания: № дома – название улицы – название города– название страны – планета Земля — Солнечная система — Галактика.)

III. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на несколько вопросов:

1. Какие планеты есть в Солнечной системе?

2. Чем планета Земля отличается от других планет Солнечной системы?

1. Спектакль с планетами Солнечной системы.

Учитель: Все наши дома, улицы, города, находятся на планете Земля. И сейчас мы отправимся к ней в гости и узнаем, как она живёт. (Слайд 4)

(Дети по очереди выходят на сцену в масках планет)

Планета Земля: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть у себя в гостях. Сейчас я расскажу вам о том, как я живу, о своих делах. А помогут мне мои соседи — планеты. Свободного времени у меня совсем нет — кручусь, верчусь без отдыха день и ночь. Мой родной район — Солнечная система. (5 слайд)

Солнечная система получила свое название в честь яркой звезды Солнце, которое сияет в самом центре системы. Солнце одаривает всех теплом и светом, кто живёт в ее близости. (6 слайд)

В нашем Солнечном районе 9 жителей и у каждого свои особенности.

Планета Меркурий: Давайте знакомиться. Я живу ближе всех к Солнцу, на Первой Кольцевой улице. Зовут меня Меркурий, так назвали в честь римского бога торговли. Я очень энергичный и предприимчивый. (7 слайд)

Планета Венера: На второй Кольцевой улице живу я — Венера, самая яркая планета, прекрасная и загадочная. Именем Венера в Древнем Риме называли богиню красоты и любви. (8 слайд)

Планета Земля: На Третьей Кольцевой улице живу я сама – Земля. Я единственная планета, на которой существует жизнь. Еще меня называют «голубой» планетой, потому что моя поверхность покрыта разными водоемами – большими и маленькими. (9 слайд)

Планета Марс: Позвольте представиться, самый воинственный житель Солнечной системы Марс. Я живу на Четвёртой улице. Из-за красного оттенка римляне назвали меня в честь бога войны Марсом!(10 слайд)

Планета Юпитер: За Марсом живем мы — планеты — великаны. Я — Юпитер. Свое имя я получил в честь главного римского бога — Владыки Вселенной!(11 слайд)

Планета Сатурн: Я живу на Шестой улице. Зовут меня Сатурн. Главное отличие от других моих соседей это то, что вокруг меня вращаются три кольца. (12 слайд)

На Седьмой и Восьмой улицах живут планеты великаны Уран и Нептун. (13 и 14 слайды)

Планета Плутон: Я живу на самой последней, Девятой улице. Я мало известен людям. Мой дом расположен на самом краю нашей системы, поэтому тепла мне достается меньше всех! Люди очень мало знают обо мне. (15 слайд)

Планета Земля: Мы, все планеты, непрерывно вращаемся вокруг Солнца. Каждая из нас движется по своей дороге — орбите много тысяч лет подряд. И чем дальше находится планета от звезды, тем длиннее её улица — орбита.

Планета Меркурий: Самая короткая улица — орбита у меня. Полный круг я пролетаю за 38 земных суток.

Планета Земля: Самая длинная орбита — у Плутона. У него уходит на дорогу 250 земных лет! А я, Земля, свою орбиту пробегаю ровно за год.

Учитель: А ответь нам, пожалуйста, Земля на такой вопрос, не скучно ли тебе одной путешествовать по своей орбите?

Планета Земля: Нет, что вы, мы вовсе не одиноки! Почти у каждой из планет есть спутники. У меня — Луна. У Марса — два спутника — малыша, а у планет – гигантов — целые семейства: по 10 спутников и более. Так что в нашем Солнечном районе довольно много жителей.

Учитель: Скажи нам Земля, в каком городе расположен ваш Солнечный район?

Планета Земля: Наш замечательный город называется Галактика. И таких районов, как мой Солнечный, в нем бесконечное множество. Взгляните на ночное небо, и вы увидите звезды. Это далекие отблески огней моего города. С Земли они кажутся нам крошечными искорками, а на самом деле каждая звезда это громадное Солнце. И у многих из них есть свои планетные семьи.

Учитель: Много ли таких городов на свете?

Планета Земля: Да, таких звездных городов, как моя Галактика, великое множество. До сих пор никто точно не знает, сколько их. Никто не может их сосчитать. И все эти города находятся в стране, которая называется Вселенной. У этой страны нет начала, нет конца. На Земле люди могут облететь свою страну на самолете, объехать на машине, даже обойти пешком. Мою страну Галактика даже мысленно, в воображении невозможно ни обойти, ни объехать — такая она огромная. А теперь нам пора дальше в полет, нам нельзя долго оставаться на месте. До свидания!

Учитель: Ребята, скажите, а откуда мы узнали о внешнем виде планет нашей системы?

(ответы детей)

— 12 апреля весь мир отмечает праздник – день космонавтики. (16 слайд)

— А вы помните, кто первым из людей побывал в космосе? (слайд 17, 18 Гагарин)

— 22 апреля весь мир отмечает еще один праздник – День Земли.

Сегодня мы окунемся в далекое прошлое и узнаем, как возникла Земля.

2. Рассказ ученика из Детской энциклопедии о возникновении Земли во вселенной.

Ученик: Давно, 6-7 млрд. лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце.

В то время оно мало чем напоминало привычное ласковое светило. Учёные его назвали древним Солнцем. Считается, что его рождение — это не что иное, как вспышка сверхновой звезды. Сильные взрывы на солнце выбросили из космического пространства газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды Солнечной системы. ( Слайд 19)

Земля как космическое тело окончательно сформировалась около 5 млрд. лет назад. Поверхность Земли начала постепенно остывать. Её поверхность представляла собой бесконечную, однородную серую равнину. Долгое время этот ландшафт оставался безжизненным. На планете господствовали только космический холод и обжигающий ветер. (слайд 20)

Учитель: Скажите, ребята, с каким современным явлением можно сравнить то, что происходило в далеком прошлом на Земле?

Ученик: С извержением вулкана. (слайд 21)

Учитель: Только приблизительно 650 млн. лет назад на Земле появились многоклеточные организмы, и началось массовое заселение Земли.

Учитель: Тогда не было на Земле жизни. А была ли природа?

Ученик: Да, существовала неживая природа – вначале в виде каменной поверхности, гор, потом и в виде воды, воздуха. (слайд 22)

— Земля постепенно остывала. Прошло ещё много времени, и на поверхность Земли обрушились дожди (слайд 23)

— Так постепенно в небе появились тучи, первый земной ветер подхватил их и понёс путешествовать. Потоки воды залили все низменности и образовали “Мировой океан.» (слайд 24)

— После этого прошло много времени, пока Земля приняла более знакомую поверхность. (25 слайд)

Итог: Повторите, в какой последовательности менялся облик Земли. (слайд 26)

— А сейчас посмотрите на современный облик Земли. Посмотрите, какая она прекрасная… (слайд 27)

IV.Физминутка «Инопланетяне».

Выполняем все движения под музыку вместе с инопланетянами.

V. Понятие о живой и неживой природе.

Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки:

1.Его зимой и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели (дерево)

2.Неизвестно, где живет,

Налетит — деревья гнет,

Засвистит – по речке дрожь

Озорник, а не уймешь (ветер)

3.По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (овцы)

4. Красная девица

По небу ходит,

Светит, сверкает,

Всех согревает (солнце)

1. Понятие природы

Учитель: Скажите, как можно назвать одним словом перечисленные предметы?

Ученики: Это природа.

Учитель: Что такое природа?

Ученики: Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Природа бывает живая и неживая.

Учитель: Как различить объекты живой и неживой природы?

Ученики: Живая природа – это то, что растет, живет и умирает. Например, животные и растения.

Учитель: Вспомним, какие царства можно отнести к живой природе?

Ученики: Царства растений, животных, грибов, бактерий. (слайд 28, 29, 30 ,31)

Учитель: Неживая природа – это то, что окружает живую природу, но не сделано руками человека.

— А теперь подумайте, куда мы должны отнести человека?

Ученик: Человек – часть живой природы.

Учитель: Давайте повторим все признаки живой природы. (Слайд 32)

— Назовите основные компоненты, влияющие на живую природу.

Ученик: Солнце, движение Земли, атмосфера, вода.

— Давайте посмотрим мини-сценку, где действующие лица Земля, Вода, Воздух.

2. Мини-сценка с участием Земли Воды и Воздуха. ( выходят дети в масках)

Земля: Я – планета Земля больше всех влияю на живую природу. Именно я обеспечиваю смену дня и ночи. Это на мне есть материки и океаны. Без меня не было бы жизни.

Вода: Без меня, воды, не было бы жизни. Ведь живые организмы возникли в воде. И до сих пор все живое нуждается в воде.

Воздух: Это во мне, воздухе нуждается все живое. Без атмосферы никто бы ни выжил.

3. Работа в группах.

Учитель: Ребята, согласны с действующими лицами сценки? Хотите поспорить? До урока мы разделились на группы. Каждая группа поможет “своему” персонажу доказать его значимость для живой природы.

За работу в группах каждый ученик получает фишку определённого цвета, в зависимости от того, как активно работала его группа:

«красная» – отлично, «синяя» – хорошо,

«зелёная» – неполный ответ.

А сейчас давайте вместе придумаем правила, по которым мы будем работать:

— группа работает дружно;

— в каждой группе спикер следит за порядком ;

— слушать внимательно, не перебивать;

— не обижаться на замечания;

— высказывать свое мнение ясно, четко;

— не перебивать друг друга и не злиться;

— прислушиваться к мнению товарища.

4. Рассказ-представление о компонентах неживой природы.

Дети готовят рассказ-представление о “своих” компонентах неживой природы по заданным вопросам. ( Вопросы у каждой группы на парте в конверте)

1 группа- Земля

— Чем отличается Земля от других планет Солнечной системы?

— Как влияет на природу вращение планеты и наклон оси?

— Какое значение имеет притяжение Земли?

2 группа — Вода

— Какого цвета наша планета и почему?

— В каком состоянии вода распространена на Земном шаре?

— Какие компоненты живой природы нуждаются в воде?

3 группа- Воздух

— Как называется воздушный океан?

— От чего защищает воздушная оболочка планету?

— Как атмосфера влияет на температуру у поверхности Земли?

После выступления другие команды могут задать вопросы, если считают ответ неполным.

V. Физкультминутка для глаз. (Слайд 33)

5. Групповое задание.

— Разгадайте кроссворд.(для каждой группы свой кроссворд) Заполните ключевое слово. Расскажите об этом понятии.

1 группа.

1. Ею заполнены моря, озера, реки. (вода)

2. Жаркое время года. (лето)

3. Изображение на бумаге материков, морей, гор…(карта)

4. Название нашей планеты. (Земля)

5. Газообразное состояние воды. (пар)

(ветер)

2 группа.

1. Газообразное состояние воды. (пар)

2. Название нашей планеты. (Земля)

3. Ею заполнены моря, реки и океаны. (вода)

4. Кристаллики воды. (снег)

5. Жаркое время года.(лето)

6. Изображение на бумаге материков, морей, гор ( карта)

7. Холодное время года. (зима)

(планета)

3 группа.

1.Смесь газов на земле. (воздух)

2. Кристаллики воды. (снег)

3. Глыба льда в океане. (айсберг)

4. Твердое состояние воды.(лед)

5. Огромные скопления воды между материками. (океан)

6. Холодное время года.(зима)

(осадки)

Рассказ о ветре, планете, осадках члены команды могут дополнить.

6. Тест-опрос

а) Индивидуальное задание дается ученику на время теста — опроса.

— С опорой на схему расскажи о загрязнении окружающей среды завода или предприятия, которое не пользуется очистными сооружениями.

б) Тестовое задание

— Мы повторили особенности и значение каждого компонента. Теперь вы легко ответите на вопросы.

— Вместо ответа “да” — круг, ответ “нет” – крестик.

1. Существует ли в Солнечной системе планета, на которой, как и на Земле есть жизнь?

2. Может ли существовать живая природа без солнечного тепла?

3. Помогают ли сохранить солнечное тепло вода и воздух?

4. Может ли существовать живая природа без воды?

5. Полезен ли на Земле ветер?

6. Способствует ли атмосфера сохранению жизни на Земле?

в) Взаимопроверка в парах.

На доске табличка с ответами.

+ + О + О О

7. Подведение итогов диспута

— Для жизни на Земле необходимы все компоненты. Отсутствие или загрязнение хотя бы одного приводят к гибели живой природы и человека.

Подсчет фишек, выставление оценок, выявление победителя.

VI. Подведение итогов урока

— В чем вы убедились или убедили своего товарища во время нашего диспута на уроке?

— Что необходимо для жизни человека? (Все компоненты живой и неживой природы)

Все живое нуждается в тепле, воздухе, воде, свете, в круговороте природы.

— Может ли существовать жизнь в других звездных системах?

— Какие условия для этого нужны? ( Слайд 34)

В заключении послушайте стихотворение Я.Акима “Наша планета”. Стихотворение читает ученик наизусть.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зеленой,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика