Урок окружающего мира в 3 классе по теме Невидимое сокровище


Окружающий мир 15.11.2013

Тема: «Невидимое сокровище»

Задачи:

Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха.

Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их.

Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека

Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради.

Обсуждать рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики

Новые слова: атмосфера, кислород, Монгольфьер, Д.И. Менделеев

Ход урока

Определение темы урока. (1 мин)

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Мотивация обучающихся. Постановка задач урока. (6минут)

Воздух и его свойства. Демонстрация опытов.

Наличие воздуха

Учитель показывает пустую пробирку.

— Что в этой пробирке? (Ничего нет)

— Давайте проверим, действительно ли там ничего нет. (Учитель берёт пробирку и топит её в стакане с водой).

— Видите, из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, что «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки? (Воздух).

— Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на Земле. Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с воздухом, узнаем о его свойствах.

— Следующие опыты наглядно продемонстрируют наличие воздуха:

Демонстрация 1 опыта (Тагиев Владислав)

Положи на край стола лист бумаги и тетрадь. Возьми книгу и толкни ею тетрадь так, чтобы тетрадь толкнула лист бумаги, так чтобы лист упал на пол. Ответь на вопрос: что столкнуло лист бумаги на пол?

Положи снова бумагу на стол и взмахни над листом книгой так, чтобы лист снова упал. Подумай, что теперь толкнуло лист на пол.

Проведи второй эксперимент в другом месте помещения. Подумай, что это доказывает.

Вывод: воздух находится везде

Демонстрация 2 опыта (Дидух София)

Налей в стакан воду. Брось в стакан с водой кусочек сахара, комок почвы, кирпичную крошку. Напиши, что ты увидел.

Вывод: воздух находится не только в пустом пространстве, но и в твердых телах.

Демонстрация 3 опыта (Терникова Ксения)

Остуди стакан с водой, поставив его в холодильник.

Внеси охлажденный стакан с водой в тёплое помещение. Пронаблюдай, что появится на внутренних стенках стакана через некоторое время.

Вывод: воздух есть в воде.

— Понюхайте воздух? Есть ли у него запах? (запаха нет)

Не имеет запаха.

Опыт: используя духи (освежитель воздуха), брызнуть. Через некоторое время запах распространяется по помещению.

Вывод: воздух всегда находится в движении

Ветер на службе у человека (3 минуты)

— Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? (Начинается ветер).

— Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» — думали они. Но произошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра.

— Как вы думаете, что было изобретено? (На доске изображение парусной лодки, ветряной мельницы).

— Человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.

— Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.

— Какое свойство воздуха использовали люди для изобретения паруса, ветряной мельницы? (Движение воздуха — ветер).

Опыт (проводит учитель): теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль. (2 минуты)

Горячий воздух поднимается, а холодный опускается вниз (7 минут)

— Когда люди заметили, что горячий воздух поднимается вверх, решили использовать это свойство для подъёма вверх различных предметов. (Просмотр развивающего видео фильма «Монгольфьер» http://www.youtube.com/watch?v=GY6j8HXju_w)

— Русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения.

— Как вы думаете, какой главный недостаток у воздушного шара? (Им нельзя управлять, он летит только в ту сторону, куда дует ветер).

— Ученые мечтали создать управляемый летающий аппарат. Вскоре он был изобретен, и назвали его аэростат. (На доске изображение аэростата).

— Он был оснащен рулём, и гребным винтом

— Какое свойство воздуха использовали люди для создания воздушного шара, аэростата? (Свойства горячего воздуха).

Состав воздуха (2 минуты)

— Что же такое воздух?

(Электронное приложение — состав воздуха)

Учитель показывает круговую диаграмму состава воздуха.

— Воздух — это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода, углекислого газа.

— Посмотрите на диаграмму. Какого вещества в воздухе больше всего?

Демонстрация 1 опыта (Рогальникова Ксения) (6 минут)

Зажги невысокую свечу.

Накрой свечу стаканом, наблюдай, что происходит (не дай свече погаснуть)

Немного приподними стакан, наблюдай, что происходит с пламенем огня.

Вывод: при уменьшении потока воздуха пламя начинает гаснуть.

Демонстрация 2 опыта (Кондрашова Анастасия)

Зажги три свечи.

Одну свечу накрой стаканом, другую накрой банкой. Третью ни чем не накрывай.

Вывод: чем больше поступает воздуха для горения, тем оно сильнее.

— Слой воздуха, окружающего Землю называется Атмосферой. Толщина её достигает более 1 000 километров. Воздух не улетает от Земли, так как она притягивает его к себе, как любое тело. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она защищает Землю от метеоритов, рассеивает солнечные лучи, которые иначе сожгли бы Землю и всё, что на ней находится.

— Как вы думаете, какой из газов наиболее важный для человека и всего живого на Земле?

— Ребята, именно кислород поддерживает горение. при прекращении доступа кислорода огонь гаснет. Для чего это может пригодиться?

— Действительно, без кислорода не может жить ни человек, ни животные, ни растения. Но кислород необходим не только для дыхания.

Чтение рассказа «Невидимое сокровище» в книге А.А Плешакова «Великан на поляне». (5 минут)

— Что же способно восстанавливать кислород? Что для этого необходимо делать человеку?

Работа по рабочей тетради с. 43

Прозрачность

Бесцветность

— О каком свойстве вы не можете сказать с уверенностью? (Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении).

Демонстрация опыта (учитель) (5 минут)

Нагреваю колбу, в стакан с водой выходит воздух

Вывод: При нагревании воздух расширяется

Гашу огонь, охлаждаю колбу, вода поднимается в трубку

Вывод: При охлаждении воздух сжимается

Упруг (демонстрация мяча)

Плохо проводит тепло

Итог урока. (5 минут)

1. Работа на компьютере (выполнение проверочной работы – Электронное приложение к учебнику).

2. Фронтальная проверочная работы (выполнение проверочной работы — учебный диск).

3. Отметки за урок.






See also:
Яндекс.Метрика