Урок окружающего мира в 1 классе по теме Я и моя семья ОС 2100 АА Вахрушев


Урок окружающего мира (1 класс)

Программа: 2100 (Вахрушев А. А.)

Тема: «Я и моя семья»

Цели урока: определить понятие семья, формирование понятие «счастливая семья»

Задачи:

Расширение знаний о семье, выявить условия для счастливого существования семьи,

Продолжить воспитывать уважительное отношение к семье, семейным традициям.

Продолжить развитие мыслительной деятельности, речи.

Развивать умение работать в группе. Воспитывать умение быть терпимыми к чужому мнению. Развивать стремление сознательно соблюдать дисциплину.

Создать условия для демонстрации умения слушать и слышать.

Ход урока:

Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.(Слайд №1)

Здравствуйте, ребята. Доброе утро, уважаемые гости!

Ребята, проверьте вашу готовность! И давайте пожелаем друг другу удачи на пути к знаниям во время нашего урока.

А также давайте проговорим, какие правила нужно не забыть, чтобы урок прошел дружно и эффективно:

— Если вы хотите ответить, что – то сказать или задать вопрос необходимо поднять руку!

— Когда отвечает ваш товарищ – внимательно его слушаем.

Итак, давайте начнем!

Мотивирование учащихся

Девиз нашего с вами урока перед вашими глазами, давайте хором его прочитаем. (1 слайд)

«Нельзя открыть нового мира, не зная старого» (Слайд №2)

Как вы понимаете эти слова?

Сейчас вы высказали различные предположения, в конце урока мы подведем итог и выясним, кто из вас был прав больше всех.

Определение темы урока, целеполагание.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках?

(фотоальбом)

Я сегодня не случайно принесла фотоальбом к нам на урок. Посмотрите, пожалуйста, это я с мамой в детстве, здесь я с сестрой, а вот фотографии, где я с бабушкой и дедушкой. Как же одним словом можно назвать то, что я держу в руках? (семейный фотоальбом) (2-4 слайды)

— Семейный фотоальбом. Да, действительно это альбом с фотографиями моей семьи, мой семейный альбом.

— Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.

Стихотворение «Семейный альбом» читает Альбина Ахмедзянова.

Есть в доме любом

Семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото — правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

— А что же, по – вашему, семья? (ответы детей)

Молодцы, вы высказываете разные предположения и свои варианты, а теперь давайте подумаем какова же ТЕМА и ЦЕЛИ нашего сегодняшнего занятия.

— Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (5 слайд)

— Каковы цели нашего занятия?

Определить понятие «семья»

Выяснить, какая семья может называться счастливой семьей.

В конце нашего урока мы должны с вами прийти к единому выводу и четко определить такое понятие, как семья, узнать, что же оно обозначает.

В конце урока мы должны будем проанализировать, сумели ли мы достичь с вами поставленных целей.

Актуализация знаний

— А сейчас давайте вспомним то, что, я думаю, вы уже прекрасно знаете.

— Каких членов семьи вы знаете? (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя) (6 слайд)

— Кто является вашими родителями? (мама и папа)

Как вы называете своих родителей?

А знает ли кто – нибудь из вас, почему МАМУ и ПАПУ называют именно мама и папа, а например не по имени?

Работа по теме урока

В древности существовало поверие, что те люди, кто создают семью, являются главными, ключевыми людьми. Именно на них могут повлиять и сбить с истинного пути злые духи, и чтобы защитить от злых духов мать и отца было велено не по имени величать, а звать именно мама и папа.

Мама в жизни ребенка — это сама природа, то, что питает, защищает, учит сосуществовать со всем вокруг в гармонии, ненасилии.

А вот папа — это энергия действия, познания, завоевания! Только мужская энергия способна научить познавать, стремиться к достижению чего-либо, преодолевать себя и свои возможности, а также жизненные препятствия на пути к цели!

А) Работа в парах

— А теперь я предлагаю поработать вам в парах, будьте очень внимательны и дисциплинированны, чтобы справится с предложенным заданием.

Сейчас вы совместными усилиями попробуете определить: В какой семье вырастут добрые и счастливые дети и как же должна быть устроена жизнь в счастливой семье.

У каждой пары есть карточка с написанными на ней предложениями. Отметьте галочкой только те, в которых говорится о том, что нужно делать, чтобы ваша семья жила счастливо и весело. (Слайд 7)

Помогать друг другу.

Смотреть телевизор.

Не убирать в комнате.

Вместе отдыхать.

Поздно вставать и поздно ложиться.

Заботиться о младших сестрёнках и братишках.

Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.

Просить купить себе игрушку.

Поздравлять с праздниками.

Рассказывать друг другу новости.

Физкультминутка

Наша дружная семья

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься

И, конечно, закаляться.

Мы- счастливая семья:

Мама, папа, брат и я.

Б) Фронтальная работа

Ребята, вам даны пословицы, только они рассыпались. Попробуйте соединить части и прочитать пословицы о семье.

Пословицы о семье.

Братская любовь и в холод тепло.

В дружной семье крепче каменной стены.

В семье согласно, хорошие дети растут.

Вся семья вместе, так идет дело прекрасно.

В хорошей семье а человек семьей.

Дерево держится корнями, так и душа на месте.

За общим столом горя не знать.

Отца с матерью почитать – еда вкусней.

Семьей дорожить – все к ней собираются.

Семья в куче – счастливым быть.

Семья – печка: как холодно, не страшна и туча.

— А сейчас я произнесу слово СЕМЬЯ несколько раз, попробуйте услышать, какие два слова спрятались в этом слове? СЕМЬ-Я, СЕ-МЬЯ (СЕМЬ, Я) (слайд №8)

— Почему же слово семья образовалось именно от этих слов.

— Во-первых, “семь” это особое, таинственное, волшебное число. Вспомните, где мы его встречаем? (семь чудес света, семь дней недели, на свете было семь мудрецов)

— Пословицы.

1) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2)Семеро одного не ждут.

— Выражения.

1) До седьмого пота,

2) На седьмом небе.

3) Семь шкур спустить.

4) Семь верст до небес и все лесом.

5) Семь бед – один ответ.

Сказки:

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях . А.С. Пушкин.

Цветик-семицветик.

Белоснежка и семь гномов.

— Во вторых. “Я” — семь раз, но почему не 6, не 8, а 7?

— Пословица “Семья крепка ладом”. Как вы ее понимаете? (Семья крепка дружбой)

— Итак, каждая молодая семья это –

— Считайте: папа, мама, ребенок, две бабушки, два дедушки.

— Сколько получилось? 7.

Вы высказывали много мнений, мы поработали над тем, как вы понимаете, что же такое счастливая семья.

Давайте теперь обратимся с толковому словарю, который нам даст нам точное определение, что же такое семья. (слайд 9)

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

А для чего человеку семья? (Ответы детей)

В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

А вот, если внимательно подумать над последним определением семьи, можно ли наш класс назвать семьей?

Индивидуальная работа

И я предлагаю вам составить некое древо вашей семьи.

Корни семьи каждого из вас уходят глубоко в древность.

Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы, В семье есть ЖИВАЯ связь времен, не зная прошлого, не зная истории своей семьи нельзя идти дальше, нужно знать и почитать свои корни, своих предков.

Имя вам выбирали родители, ваши фамилии передались вам от старшего поколения, отчество вы получили по имени отца. А сейчас вы создадите своё генеалогическое дерево. Наклейте фотографии своих родных и подпишите фамилии.

Групповая работа. Кроссворд.(Cлайд 10)

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна… (Семья!)

Решите кроссворд

1.Группа живущих вместе близких родственников.

2.Кто стирает, варит, шьёт

На работе устаёт?

3.Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить?

4.Кто печёт оладушки?

Это наша ?…

5.Кто весёлый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка

Это младший мой?…

6.Кто любит и меня, и братца

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя старшая ?…

7.Папин папа.

Рефлексия (Слайд 11)

А теперь давайте проанализируем свою работу, как вы считаете, хорошо ли вы поработали сегодня на уроке?

— какие затруднения возникли?

— возникли ли сложности при работе в группе?

— как вы считаете, как эти трудности можно преодолеть?






See also:
Яндекс.Метрика