Урок окружающего мира Тема Охрана животных


Урок окружающего мира

Тема: Охрана животных

Тип: урок формирования новых знаний и умений

Цели: 1) образ. – познакомить уч-ся с животными, которые внесены в Красную книгу России, республики Марий Эл;

2) разв.- раскрыть основные причины сокращения численности животных; — развивать мышление детей; учить сравнивать, обобщать, наблюдать;

3) восп.- формирование чувства ответсвенноти за всё живое; — рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; — создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимися.

I. Психологический настрой на урок

Сегодня на уроке можно многое узнать И друзьям потом об этом рассказать

— Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

— Сегодня мы продолжим изучение раздела «Эта удивительная природа» и сами определим тему нашего урока

II. проверка домашнего задания 1) пересказ с исп моделей 2) работа по карт

III. Актуализация знаний.

Удивителен и прекрасен окружающий мир! И маленькая бабочка, и гордый орёл, и красавец лось – всё это представители замечательного царства животных. (слайды 3-8)

— Всё в природе прекрасно, чудесно, И наблюдать за животными очень интересно.

— Но что это? Я слышу тревожную музыку. . (слайды 9-10)

-Всё меньше нетронутых мест на планете. По рекам разлиты баррольды нефти, И заяц не может спастись от врага. Кричит всё живое: Спасите! Беда!

— Почему нам стало так тревожно? -Что мы будем изучать на уроке?

IVОпределение темы и целей урока.

Тема урока: Охрана животных.

V. Введение в тему урока – лекция учителя

Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. Посмотрите на слайд.

У: Обратите внимание, сколько лет уже существует Красная книга? Показ красной книги России.

У: Для чего нужна Красная книга?

У: Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

У: Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не синей, жёлтой? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных. Не уничтожайте растения.)

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась.

У: Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали?

У.: Появлялись новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.

У.: Писатель Николай Сладков создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.

Дети читают стихотворение “Красная книга»

III. У.: Международная Красная книга состоит из цветных страниц: (Слайд 12)

чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;

красные – особо редкие и исчезающие животные;

жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;

белые – животные, которые до сих пор мало изучены;

зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

К исчезновению животных приводит несколько причин. Как вы думаете какие? (На доске вывешивается надпись “исчезновение животных”).

Работа в группах

VI. Физкультминутка

VII.. Животные Красной книги.

А сейчас мы поговорим о животных Красной книги.

Отгадайте загадку. О ком она?

1) Есть на речках лесорубыВ серебристо-бурых шубах.Из деревьев, веток, глиныСтроят прочные плотины.

О бобрах

Бобры — чистые вегетарианцы. Летом питаются водными и прибрежными травами, а ближе к осени начинают переходить на ветви и кору деревьев, так как в спячку не впадают. Осенью они заготавливают запасы на зиму. Валят деревья, подгрызая их у основания. Затем притапливают их в воде, чтобы избежать вмерзания припасов в лед. Бобры предпочитают осину, тополь, иву В природе бобры живут около 20 лет.

Бобр — ценный пушной зверь, всегда служил объектом охоты. В результате хищнического промысла к 20 в. в России был почти истреблен, осталось 800 особей. С 1922 охота на бобров была повсеместно запрещена. Для сохранения бобров созданы Воронежский, Березинский заповедники.

2) Он в берлоге спит зимойПод большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь)

Редким стал медведь белый.

О белом медведе

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики — белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Белый медведь питается рыбой, тюленями, моржами, растительной пищей.

У медведя нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она вырывает в сугробе берлогу, сварачивается “ калачиком”, и ждет появления медвежат. А пока этот день настанет, метели, бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше 1 м.

Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей медленно, но растёт.

О фламинго

Птица стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, красивого пера и пуха. Розовый фламинго занесён на страницы Красной книги. Охота на него запрещена.

Живут фламинго 25–30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1 м 50 см, вес 4 кг. Фламинго высиживают 1-2 птенца. Птенцы появляются на свет очень смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Только через 3-4 месяца они надевают такой наряд как у родителей.

О лебедях

Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует легенда о лебединой песне, которую эта птица поёт перед своей гибелью. Но на самом деле лебедя не относят к певчим птицам. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах — это очень чуткие и осторожные птицы.

Дети читают стихотворение “Береги природу!”.  

О тигре

В семействе кошачьих тигр – самая крупная кошка. Тело его – 4 м длиной, вес – около 390 кг. Тигр очень чистоплотное животное. За день тигр, в поисках добычи может пройти от 20 до 30 км. Китайские и корейские знахари убивали тигров из-за суеверий. Они из разных частей тела тигра делали лекарства от трусости, слабости, когти служили талисманом.

О журавле

В мире 14 видов журавлей. В России обитает 7 видов. Журавли разных видов имеют общие сходства: у них длинные ноги, шея, большой клюв, они стройны. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются.

-Все ли животные нужны? Нет ли «лишних»?

Дети читают стихотворение “Береги природу!”.  

VIII. Закрепление

-Какие меры для сохранения животных предприняты в нашей стране?(учебник с. 114) (заповедники, заказники, нац парки, зоопарки)

IX.Беседа о нашем крае

Мы живём в республике Марий Эл. Красива и разнообразна природа нашего края.

— Есть ли в нашем крае природоохраняемые территории? (заповедник «Большая Кокшага», национальный парк «Марий Чодра»)

Работа в группах. –Определите животных на страницы нашей Красной книги (ДАНЫ ЛИСТЫ ЦВЕТНОЙ БУМАГИ И КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЖИВ Марий Эл)

X. Знакомство с правилами друзей природы.

— Давайте вспомним экологические правила.

Учебник. С. 115. Дети читают правила и видят его изображение на экране

.XI.Домашнее задание. С. 112-117 задание по выбору 1)отв на вопросы 2) выучить правила друзей природы 3) нарисовать экологический знак

Итог урока.

— Назовите тему сегодняшнего урока

— Какую проблему вы увидели на уроке?

— Что было удачного на уроке?

Что бы вы рассказали своим друзьям?






See also:
Яндекс.Метрика