Урок окружающего мира проведённого в 4-м классе апрель Тема Береги глаза как зеницу ок


Урок окружающего мира, проведённого в 4-м классе. (апрель)

Тема: Береги глаза как зеницу ока

Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза? Судя по неизменно растущему спросу на очки и контактные линзы, вряд ли. Нагрузка же на глаза в наше книжно– компьютерное время всё увеличивается. Это касается не только взрослых, но и детей.

Цели:

дать понятие о глазах – органе зрения, о роли глаз в функционировании организма;

познакомить со строением глаза – органа зрения;

формировать представления о правилах ухода за глазами;

учить детей беречь глаза;

разучить комплекс упражнений для глаз (гимнастика для глаз);

объяснить назначение очков, помочь детям, которые носят очки, избавиться от комплекса неполноценности;

активизировать словарь детей;

воспитывать бережное и внимательное отношение к своему здоровью, желание заботиться о нём.

Оборудование: плакат строения глаза, правила гигиены органов зрения, зеркала, стихотворение “Как устроен глаз”, памятка с упражнениями для снятия усталости глаз, рекомендации “Береги глаза.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем с вами в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога.

Кто такой офтальмолог?

Дети. Врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.

У. Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). Приглашаю вас всех на медицинский консилиум. Его тема: Береги глаза как зеницу ока.

Почему мы так говорим?

Д. В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.У. Исходя, из темы медицинского консилиума, как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить?Д.  Как устроен глаз – орган зрения. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо. Будем учиться беречь глаза. Разучим комплекс упражнений для глаз.У. Сегодня мы с вами будем говорить о строении глаза и о том, как беречь зрение.

III. Знакомство с новым материалом.

У. Возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза. Какие части глазного яблока вы видите?Д. Белок, зрачок.У. В теме медицинского консилиума прозвучала одна из составляющих частей глаза – зрачок. Из каких ещё частей состоит глаз, вы узнаете из стихотворения “Как устроен глаз”.

На парте у каждого ученика стихотворение.

<Приложение1>

IV. Совместный поиск решения в диалоге.

У. Назовите части, из которых состоит глаз. А я эти части покажу.

Учитель сопровождает рассказ показом объектов на плакате.

У.  Основная часть – глазное яблоко. Это шарик диаметром 2,5 см. Сверху он покрыт оболочкой, которая придаёт ему форму и защищает её прозрачный передний участок. Это?Д. Роговица, а остальная её часть склера.У. Под наружной оболочкой находится другая оболочка – сосудистая. Её передний край называется радужкой. Посмотрите на глаза своего соседа. Какого цвета бывают глаза?Д. Голубые, серые, карие, зелёные.У. У тебя карие глаза? Это значит, что в твоей радужке много пигмента. Если глаза голубые, серые или зелёные, то пигмента в ней мало.

Почти в самом центре радужной оболочки находится отверстие.

Д. Зрачок.У. Предложите товарищу закрыть на одну минуту глаза ладонью. Затем уберите его руку и наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?Д. В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.

У. Сетчатка – место скопления специальных зрительных клеток. Большая часть внутреннего ядра — стекловидное тело. Оно прозрачное и напоминает желе. Между радужкой и стекловидным телом — хрусталик. Он похож на выпуклое с обеих сторон стёклышко.

Глаз окружён шестью мышцами. Благодаря им человек может смотреть в разные стороны, вращать глазами. Вы замечали, что оба глаза двигаются вместе? Попробуйте посмотреть одним глазом вправо, а другим – влево. Не получается. Ещё мышцы помогают получить одно изображение, хотя смотрит человек двумя глазами.

Класс разбивается на группы. У каждой группы рисунок строения глаза.

Д. 1 — склера; 2- роговица; 3 — радужка; 4 — зрачок; 5 — хрусталик; 6 — сетчатка.У. Укажите на рисунке глаза все его части. Отметьте их цифрами и подпишите на полях.

Дети выполняют задание.

V. Физкультминутка.

У.  Во время чтения глаз напрягается. Чтобы снять напряжение можно выполнить упражнения, которые расслабляют мышцы глаза, улучшают кровообращение, укрепляют мышцы век. Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз – они указаны в памятках, разложенных на ваших партах. У вас на парте памятка для выполнения упражнений для глаз.

Памятка.

Гимнастика для глаз.

<Приложение2>

VI. Активизация собственного социального опыта.

У. Работа всех частей глаза осуществляется слаженно.

Очень хрупок этот дом!Тонки, нежны стенки в нем.Если тронешь роговицу,Глаз сейчас же разболится.Если ранится хрусталик,Помутнеет чудный шарик,Станет темным дом навек,И ослепнет человек.

— Если цепочку разорвать, то можно потерять или ослабить зрение. Поэтому очень важно уметь защищать глаза. — Посмотрите друг на друга и скажите, как природа позаботилась о защите наших глаз.

Д. Глаза хорошо защищены. Они спрятаны в глазницах, глубоких ямках в черепе.У. Какие органы окружают глазное яблоко?Д. Веки, ресницы.У. Для чего нужны ресницы?Д. Ресницы задерживают пыль и соринки.У. Зачем нужны веки?Д. Веки прикрывают глаза от света во время отдыха.

— Они защищают глаза от неблагоприятных воздействий.

У. На границе верхнего века находятся брови.

— Брови – это кожные валики, густо покрытые волосами. Они защищают глаза от пота, который выделяется на лбу, и отводят его на другие участки лица – например, на виски, на щеки.

У. В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.

VII. Выведение правил охраны зрения.

1. Как беречь глаза.

У.  Очень часто ко мне на приём приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.

— Могли ли они этого избежать?

Есть у Васи старый дед,Деду 80 лет,У него глаза болят,Много – много лет подряд.Вася к деду приезжал –С ним в одной кровати спал,Вместе с дедом умывался –Полотенцем вытирался,Полотенцем общим сразуВася внёс себе заразу.

Получила двойку Алла.Слезы капали из глаз,Рукавом их вытирала,Помогал ей целый класс.Ты запомни, Алла, сразу –В глаз легко внести заразу.Глаз не трогай рукавом –Только чистеньким платком!

Две подружки рано встали,Во дворе с песком играли.Стали строить городок,Стряпать вместе пирожок.Надоело им играть –Стали вверх песок бросать,Но промчался ветерокИ занес в глаза песок.Терли девочки глаза,Набегала в них слеза,Веки вспухли, покраснели,Открывались еле-еле.Словом, очень страшный вид.Врач сказал: “Конъюнктивит”.И назначил прижиганья,Капли, мази, промыванья.Осторожным надо быть,Чтоб глаза не засорить!

— Могли ли они этого избежать? Что бы вы посоветовали этим ребятам?

Д.  Осторожным надо быть, чтоб глаза не засорить.

— В глаз легко внести заразу. Глаз не трогай рукавом, только чистеньким платком.- Чтоб не заболеть потом, личным пользуйтесь бельём.

У. В одном из стихотворений прозвучало название заболеваний глаз. Д.  Конъюнктивит.

У. Это воспаление слизистой оболочки глаза. Микробы в глаза заносятся обычно грязными руками или общим полотенцем. Бывают даже случаи, когда конъюнктивитом заражаются сразу несколько детей. У них краснеет слизистая оболочка глаза – роговица. Глаза наполняются слезами, в уголках глаз скапливаются гнойные выделения.

2. Дефекты зрения.

— Вы должны знать, что существуют дефекты зрения. Это дальнозоркость и близорукость. Уважаемые участники медицинского консилиума, что вы об этом знаете?

Д. При дальнозоркости люди видят хорошо вдаль, а вблизи плохо.

— При близорукости, наоборот, вблизи предметы хорошо видны, а вдаль плохо.

У. Каждый четвёртый школьник имеет нарушения зрения. Офтальмолог проверит, оценит, насколько неправильно работает глаз.

3. Очки в жизни человека.

У. Если глаз работает неправильно, то специалист пропишет нужные очки.

С плохим, ребята, зреньемЖить без очков – мученье.Ты по улице прямойХодишь робко, как чужой.На глазах – как пелена,Как в тумане все дома.Не поймешь – плакат? Афиша?Кто идет – Наташа? Гриша?Трудно встречных узнавать,Трудно даже в мяч играть.

Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательным. У нас в классе есть такие дети, которые носят очки, и они расскажут об уходе за очками.

Д. Регулярно мойте очки тёплой водой с мылом, используйте специальные салфетки для протирания стёкол, используйте специальное место для хранения очков – футляр.

В очках ходит не стыдно,И вовсе не обидно.Хоть мы не старички,Но коль плохое зрение,Носите без сомненияХорошие очки!

У. Если выполнять все предписания врача, то зрение можно улучшить. В таких случаях помогают тренировочные упражнения

VIII. Упражнения для глаз (Метод Бейтса).

Голова зафиксирована, могут двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо непрерывно следить за ним глазами (3 – 5 с).

Встать у стены комнаты и поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комната в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения.

В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых.

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза.

Взглянуть на потолок, не двигая головой и телом, затем перевести глаза к полу.

Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на стену, наручные часы.

Вращать глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем – влево.

IX. Предупреждение заболевания глаз. Сотрудничество учителя и учащихся при решении жизненных проблем.

У. Причина снижения остроты зрения от начальных классов к старшим – нарушение гигиенических условий.

— Посмотрите на эти рисунки и скажите, о каких гигиенических условиях идёт речь?

Д. Читать, писать только при хорошем освещении, но нужно помнить, что яркий свет не должен попадать в глаза.

Следим за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см.

При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

Не читай лёжа, не читай в движущемся транспорте.

Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль.

Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, работать за монитором компьютера. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов. Сидеть от экрана телевизора надо не ближе, чем на расстоянии 2 – 3 метров.

Детям можно смотреть детские передачи 2–3 раза в неделю.

Смотреть телевизор, нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз.

Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить

Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Никогда не три глаза руками. Так можно занести в них соринку и опасных микробов. Пользуйся чистым носовым платком.

Будь осторожен с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.

Если заметишь, что у тебя ухудшилось зрение, скажи об этом родителям. Не стесняйся носить очки.

У. Дополним вами сказанное, прочитав рекомендации “Береги глаза”.

У каждого ученика на парте находятся рекомендации “Береги глаза”.

<Приложение3>

VI. Итог урока.

У.  Подводя итог медицинскому консилиуму, мы проведём валеологический самоанализ и выясним, как вы заботитесь о своих глазах. На первый вопрос самоанализа вы ответите дома, расспросив родителей.

Валеологический самоанализ

<Приложение4>

У. Какие вы пункты отметили для себя? Все органы чувств бесценны для нас.

Кроме знанья и уменьяВсем необходимо зрениеЧтоб верна была рукаЗа работой у станка,Чтоб не дрогнула рукаУ охотника – стрелка.Чтоб отправился в полетРеактивный самолет.Чтобы смело кораблиПо морям студеным шли –Нужно помнить каждый час,Как важны глаза для нас.И чтоб книгу прочитать,Нужно зреньем обладать.Если ходишь ты в кино –Тоже зрение нужно.Да и в цирке представлениеПосмотреть нельзя без зрения.Значит, каждому из насНужно пару зорких глаз.Прислушайся, когда хотятЧтоб вещь служила нам без срока,Недаром люди говорят:“Храните, как зеницу ока!”

Подведение итогов урока, благодарность за работу.






See also:
Яндекс.Метрика