Урок окружающего мира по теме Времена года


Тема: «Времена года»

Цели:

познавательные:

учить детей распознавать времена года по их описанию, по отдельным признакам;

учить воспринимать мир живым и одушевлённым, ощущать его красоту и беззащитность.

воспитательные:

воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе;

прививать навыки работы в творческой группе;

добросовестное отношение к своему творческому заданию.

развивающие:

развивать речь, мышление, умение анализировать, находить следственные связи;

развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус;

развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения;

формировать коммуникативные навыки.

Ход урока:

Орг. Момент.

Самоопределение к деятельности.

Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки.

Обернулась в лёд вода

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зима)

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю. (Весна)

Я соткано из зноя

Несу тепло с собою

Я реки согреваю,

“Купайтесь!” — приглашаю. (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень)

(По мере, отгадывания загадок, на доске открываются иллюстрации, изображающие разные времена года.)

Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года).

Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы)

В ходе урока мы проверим, так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

Работа по теме урока

Демонстрация фильма о смене времен года. По ходу фильма комментарии:

Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.

Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?

Верно, Северное, здесь лето. Земля продолжает своё движение. Какое полушарие теперь обращено к Солнцу? Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему? По временам года меняется высота Солнца над горизонтом и продолжительность светового дня. Когда солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом?

Эти дни называют: 22 июня – день летнего солнцестояния,

22 декабря – день зимнего солнцестояния,

22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов.

Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном – зима.

Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии?

Сколько различают времён года? Назовите их.

В каждом времени года 3 месяца. Назовите, какие?

Раньше на Руси месяцы называли по-другому. (Учитель демонстрирует слайды с названиями месяцев и соответствующими изображениями природы.)

Попробуйте объяснить некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень.)

Закрепление и проверка полученных знаний

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает лист с изображением природы в определенное время года и конверт с заданием. Сообща выполняют задания, и один представитель от каждой группы озвучивает результаты своей работы.

Итог урока

— Итак, вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. Как теперь вы ответите: Благодаря чему происходит смена времён года?






See also:
Яндекс.Метрика