Урок окружающего мира по теме В царстве грибов_55854


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. Г.М. ШУБНИКОВА

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В 3 б КЛАССЕ

В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ

ПОДГОТОВЛЕН И ПРОВЕДЕН

ОРЕХОВСКОЙ Н.Н.

УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1 КАТЕГОРИИ

г. БАЙКОНУР

2013

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО) *

Ореховская Наталья Николаевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ№ 1

Название материала *

Урок окружающего мира «В царстве грибов»

Класс (возраст) *

3 класс

Учебный предмет *

Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебно-методический комплект «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *

Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

Компьютер, интерактивная доска

Цели,

Задачи материала *

Цель урока: диагностика и коррекция знаний обучающихся по данной теме

Задачи:

Образовательные: обобщить и повторить изученный материал по теме «Грибы», проверить объём и глубину знаний

Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное обобщение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе

Тип урока

Урок открытия новых знаний

На уроке применялись различные формы учебной деятельности

Фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия

Принципы

Сотрудничество, соучастие

Методы обучения

Интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический, словесные, наглядные

Приемы

ТКРМ (ИНСЕРТ, СИНКВЕЙН, КЛАСТЕР)

Ход урока

I.Организационный момент урока

Цель: Организация эмоционального настроя на урок. Создание наиболее благоприятных условий для успешной работы на уроке.

Будем отвечать активно!

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

-Окружающий нас мир интересно познавать!

-Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

II.Актуализация знаний. Стадия вызова

а)вхождение в тему

Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!

б)фронтальный опрос

— А что такое лес? Что вы о нем знаете? (Лес — это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус — высокие деревья, 2-й ярус — деревья пониже; 3-й ярус – кустарники (подлесок), 4-й – травы, 5-й – грибы и мхи).

— Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

— А какую роль он играет в жизни человека? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха)

— Итак, мы отправляемся в лес на природу.

— Давайте вспомним, что такое природа? (Природа — это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

— Посмотрите на экран. Что вы видите? (Это кластер, но грозди пустые)

— В течение урока используя ваши знания мы заполним грозди кластера.

— Какая бывает природа? (Живая, неживая).

— Назовите признаки живой природы. (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)

III. Сообщение темы и целей урока

Цель: Дать возможность учащимся выявить цели урока.

а)создание проблемной ситуации

Какие царства живой природы вы знаете?

— Для того, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить на уроке, послушайте текст и определите, о чем идет речь?

— Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в отдельное царство.

“Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть, нет головы?” (Гриб)

— О чем шла речь?

— Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

— Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

Учитель: Вам вряд ли приходилось видеть как растут грибы. Сегодня у нас с вами есть такая возможность: посмотреть рост грибов в ускоренной съёмке.

— А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

— Почему? (Они растут на земле).

— А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

— Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

— А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».

— В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

— А к миру животных? (Тоже нет).

— Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

б)Значит, тема нашего урока «В царстве грибов»

— Какие же цели мы поставим для проведения урока?

Знать —

Уметь-

Развивать-

Воспитывать-

— Существует целая наука, посвященная её изучению. Она называется «микология».

-Ребята, что вы знаете о грибах?

вгра «Верите ли вы, что…»

— Раз, вы так много знаете, то тогда давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

В конце урока мы вернемся к таблице и увидим, насколько вы были правы.

Грибы – это растения.

Главной частью гриба является плодовое тело.

Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

Может ли гриб вырасти на дереве?

Животные едят несъедобные грибы.

Шампиньон — это ядовитый гриб.

Бледная поганка — это съедобный гриб.

Размножаются грибы спорами.

Все грибы можно употреблять в пищу.

Жёлочный гриб -это съедобный гриб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

— Я вижу, что вы вполне готовы к работе.

Физминутка

Цель Активизация внимания учащихся и повышение работоспособности к дальнейшей работе.

IV. Стадия осмысления

астроение гриба

Вспомните загадку и скажите, какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

— Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочные

У меня на доске и в ваших тетрадях имеется рисунок строения шляпочного гриба. Давайте вместе разберемся, как называются части гриба. Подпишите части гриба на ваших рисунках.

— Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть).

— Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка).

— В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название «плодовое тело».

— Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).

— А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

— Какое бы вы ей дали название?

— А на самом деле подземная часть называется «грибница (мицелий)»

— Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

-Вот грибница-это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.

б) чтение текста с пометами (прием «Инсерт»).Работа в группах

Цель: Выявить качество и уровень овладения новым материалом.

— Работа в группах поможет ответить не только на этот вопрос, но и узнаете что-то новое.

(Та группа, которая закончила работу, делают домик (руки вместе)).

— Переверните листы, возьмите в руки карандаши, ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»

«V» — информация мне известна

«+» — узнал что-то новое

«—» — думал иначе

«?» — хочу уточнить (спросить)

— Кто отметил «V» — информация мне известна?

— Какую информацию ты уже знал?

— А для кого это было новым?

— А для кого другая информация была новой?

— Кто до знакомства с текстом думал иначе?

— Кто отметил информацию «хочу уточнить»

в). питание грибов. Слайд № 40

— А как гриб питается? Найдите ответ на вопрос в учебнике на странице 118

— Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).

г). связь дерева и гриба

Содружество растений и грибов

— Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!

Слайды с изображением «подберезовика», «подосиновика».

— О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами и березами).

— Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…

— Почему так происходит? ( У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные

вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар)

— Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

д)создание проблемной ситуации

— Давайте с вами выполним задание и узнаем, как называется сбор грибов в лесу?

«тихая охота»

— Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков . Я читаю отрывок.

-В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».

Учитель: А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы) Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветёт, грибы собирает неспешно. Тихая охота не бег с целью покрыть как можно большую площадь леса. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.

ВЫВОД: Чтобы не повредить грибницу, грибы нужно срезать ножом , а лучше выкручивать.

Учитель: Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их.

е)работа с пословицами

Цель Выявить цели и задачи субъектов учебной деятельности.

Учитель: А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы) Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветёт, грибы собирает неспешно. Тихая охота не бег с целью покрыть как можно большую площадь леса. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.

Учитель: Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их.

Слайд

Учитель: Объясните последнюю пословицу. (В переросших грибах образуются ядовитые вещества.)

Учитель: Какие ещё грибы не следует брать? (Которые выросли у дорог или промышленных предприятий, потому что они вбирают в себя как губка все ядовитые вещества и такими грибами можно отравиться)

ж). самостоятельная дифференцированная работа. (Работа с карточками)

— У вас на столе 2 карточки, выберите себе ту, с заданием которой вы справитесь и выполните задание самостоятельно. Задание с красным кружком – потруднее, а с зелёным – полегче. Кто выполнит задание, поднимите руку.

зел. «Съедобные – ядовитые» (подчеркните съедобные грибы зелёным карандашом, а ядовитые – красным)

красн. «Угадай гриб?» (подпиши названия грибов).

— Самопроверка

— Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные).

з) Разнообразие грибов .Слайды

Шляпочные грибы — это небольшая часть царства грибов.

— А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.

— Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, пьём ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков — нигде не обошлось без встречи с грибами. Это самые знакомые и самые таинственные существа.Рассмотрите плесень под микроскопом и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб).

— Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).

— Можно назвать ее грибом? (Да).

— Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика