Урок окружающего мира по теме В сосновом лесу 2-й класс УМК Планета знаний


Урок окружающего мира по теме:

«В сосновом лесу».

2-й класс

УМК Планета знаний

Авдеева Наталия Валерьевна

Учитель начальных классов

МКОУ Троицко Сунгурской СОШ

2013г

Цель: познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.

Задачи:

— Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

— Развивать мышление, память;

— обучать сравнению сосны и ели;

– Воспитывать познавательный интерес.

— Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

УУД.

Регулятивные.

• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные.

• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. • Развивать умение работать с разными видами информации. . • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные. 

• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте. • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Личностные.

• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. 

Использовалось следующее оборудование: 

мультимедийный проектор, учебник. Тетради на печатной основе у учащихся. 

План:

I.Организационный момент

Проверка рабочих мест (слайд 1)

II.Опрос домашнего задания (слайд 2)

Какие растения дети увидели у лесного озера?

Какие животные обитают в озере?

Как эти животные приспособлены к жизни в воде?

Какие рыбы еще встречаются в прудах и озерах?

Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде? Объясните, как вы определили?

III.Сообщение цели

Вместе с Машей, Петей и Николаем Ивановичем мы побывали у лесного озера.

Узнали о его обитателях. Но озеро находилось в лесу.

— И так лес. А что такое лес? (слайд 3)

— Как вы его себе представляете (где много деревьев)

— А какие деревья растут в лесу? (клен, осина, береза, ель, сосна)

1) А как называется лес, где растут разные деревья. (смешанный лес) (слайд 4

2) Как называется лес, где растут березы? (березовая роща)(слайд 5)

3)Как называется лес, где растут одни ели? Какой это лес? (хвойный)

(слайд 6)

4) А как вы думаете, как будет называться лес, где растут одни сосны?

(сосновый , сосновый бор) (слайд 7)

Сегодня мы с вами отправимся в такой лес.

IV.Новый материал

Что же это за дерево?

1. СОСНА (Доклад ученика) (слайд 8)

Сосна — удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем. Достигает высоты 35-40м, продолжительность жизни дерева 150-200 (иногда 400)лет.

Сосна светолюбивое растение. Она быстро тянется к свету, поэтому ствол у нее ровный и гладкий. Ветки расположены на самой верхушке. Внизу ствол покрыт коричневой корой. Вверху кора красная. Хвоинки у сосны держатся на ветках 2-3 года, постепенно сменяя друг друга. Семена созревают в шишках.

2. ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ (слайд 9)

Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей. Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты. Любят посещать еловую столовую дятлы, синицы, глухари, рябчики, тетерева и куропатки.

3. Кто же питается  хвоей? (слайд 10)

Хвоя сосны – рябчик, глухарь.

Кору –лось, жук короед, заяц

 А еще под сосной и елью можно встретить небольшие кустарнички. Как они называются? (слайд 11)

 Голубика, черника, брусника.

 Голубика, черника и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с нашими, северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение, а клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.

Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток.

(слайд 12)

У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.

Какой гриб растет под сосной? (белый, рыжик, маслята, белый груздь )

(слайд 13)

V.Сравнение соснового леса с еловым

Почему условия жизни в сосновом лесу отличаются от условий жизни в еловом лесу? (слайд 14)

Давайте сравним с вами ветку сосны и ели.

VI.Физминутка

VI. Польза растений (слайд 15)

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.

Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Экология

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.

Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».(слайд 16)

Стихотворение «Живи, елочка!»

Мне елку купили!

 Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

 Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

 Блестящей и пышной,

Задень — И она зазвенит еле слышно

А елка лесная осталась живая,

 Стоит на опушке,

 Макушкой кивая.

Кому? Никому! Просто — ветру, метели,

Такой же красивой Неспиленной ели!

— Какие же нужно ставить на Новый год елки? (Искусственные.)

Нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором). (слайд 17)

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

-Берегите лес! (слайд 18)

IХ. Подведение итогов

Что нового вы узнали о лесах? Чем отличается сосновый лес от елового? Как мы с вами должны относиться к лесу?

Оценивание 






See also:
Яндекс.Метрика