Урок окружающего мира по теме Царство бактерий 2 класс


Уроки окружающего мира (УМК «Начальная школа XXI века») .

В настоящее время большое внимание при изучении предметов естественно-научного цикла в начальной школе уделяется проблемам здоровьесбережения. На уроках окружающего мира мы с ребятами постоянно обсуждаем вопросы, связанные с их здоровьем, говорим о том, что такое здоровый образ жизни, как он формируется, какие факторы могут на него повлиять.

Одной из ярких тем в программе 2 класса, несомненно, является тема, посвящённая бактериям. Сейчас СМИ очень часто обращаются к теме борьбы с бактериями. Возникает реальная опасность того, что у детей возникнет боязнь всех бактерий. Поэтому очень важно внести ясность в детские умы, помочь разобраться в том, что такое бактерии, какие из них считаются вредными для человека, а какие помогают человеку. Конечно, охватить эту тему мы во 2 классе не сможем, да и не ставим перед собой такой цели. Но мы можем попытаться научить детей не делать поспешных выводов о вреде и пользе, опираться на изученные факты, добывать интересную и полезную информацию из разных источников, обсуждать, выслушивать мнения товарищей, доказывать правоту своих суждений.

Предлагаю вниманию коллег уроки окружающего мира по темам «Царство бактерий» и «Грибы». Уроки разработаны в рамках внедрения ФГОС нового поколения, содержат описание УУД, которыми могут овладеть учащиеся, к урокам прилагается презентация.

Урок окружающего мира

по теме «Царство бактерий».( 2 класс)

Цели урока:

Личностные УУД:

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Актуализация знаний

«Разминка»

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Игра «Найди лишнее»

Учащимся предлагается несколько объектов природы (живой и неживой), они находят объект, который не подходит к основной группе.

Высказывание предположений.

Актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

Постановка темы и цели урока.

Постановка темы и цели урока.

— Какую большую важную тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Царства природы)

— Сколько таких царств-государств мы выделили?

— Две волшебные двери приоткрыли. Вспомните, что там увидели, кто там прячется? (растения и животные)

— Сегодня откроется перед нами ещё одна дверь. Долгая дорога, трудная, надо зарядиться энергией растений и животных.

Актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

Физкульминутка

Постановка проблемы

«Открытие» новых знаний

детьми

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

— Открываем дверь.

— Бактерии. Когда мы слышим слово «бактерии», у каждого возникают свои ассоциации. Но нам нужна точная научная картина. Давайте попробуем её нарисовать, ответив на несколько вопросов. Бактерии будут нам помогать, так что в классе должно быть не очень шумно.

1. Что такое бактерии?

2. Где живут бактерии?

3.Какие они, бактерии? Как они выглядят?

4. Как их можно увидеть?

5.Загадка про микроскоп.

Научная справка: определение «микроскопа».

Высказывание предположений.

Актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

— Бактерии – мельчайшие живые существа.

— Бактерии живут в воде, в почве, в организмах животных и людей. Высоко в небе, глубоко под землёй. (Работа по учебнику)

— Форма бактерий: палочки, шарики, жгутики.

-В микроскоп.

Физкультминутка «Таинственные гости»

Продолжение диалога

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

6. На какие две группы можно разделить бактерии?

7.Как и где человек использует полезные бактерии?

Научная справка: пенициллин.

Пенициллин во время войны спас жизни тысяч и тысяч людей. Если бы не этот мощный антибиотик, раненые умирали бы не только от потери крови, но и от инфекции, которая попадала в организмы через раны. Сейчас мы пользуемся разными группами антибиотиков, а в то время это был прорыв в российской и мировой науке.

8. Как уберечься от вредных бактерий?

— Полезные и вредные

— Дрожжи, молочнокислые бактерии, лекарственные препараты.

1.Соблюдать правила личной гигиены.

2.Правильно обрабатывать продукты питания.

3.Повышать уровень иммунитета, закаляться.

4. Ограничить контакт с заболевшими людьми и животными.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Подробнее о бактериях вы узнаете старших классах, на уроках биологии. А полученные сегодня знания полезны для вас?

Практическая работа

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

-Полезными знаниями надо делиться. Как вы думаете, нашим первоклашкам наши знания смогут пригодиться?

Я предлагаю вам стать соавторами книжки-малышки для первоклассников.

— Творите, раскрашивайте, дописывайте, вклеивайте. Всё необходимое для работы у вас есть.

— А Тимуру и Кате я предлагаю выполнить секретное задание. (Детям предложено из энциклопедий выбрать факты, интересные, не звучавшие ещё на уроке)

Оформление книжек. (Работа в группах)

Рефлексия

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

— Как работалось ? Оцените свою работу на уроке. Дорисуйте смайликам соответствующий ротик.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

«Грибы»

(3 класс, урок окружающего мира)

УМК «Начальная школа ХХI века»

Цели урока:

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формулировать собственное мнение и позицию

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Приглашение в гости к старому другу. Загадки.

1.Дом открыт со всех сторон

В доме тысячи колонн

Над колоннами- шатры.

Под колоннами – ковры.

Тут живут и на коврах,

И в колоннах, и в шатрах.

2. Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!

СЛАЙД 2.

Актуализация знаний.

«Разминка»

Физкульминутка

Надо зарядиться энергией перед дорогой.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Все мы бывали в лесу. Особенно красив лес осенью. Он радует нас не только своими яркими красками, но и щедрыми дарами.

— Каких подарков мы ждём от леса? (грибы, ягоды, свежий воздух…)

— Сегодня я приглашаю вас в царство грибов. А можно взять с нами маленького друга? (колобок)Вы его узнали?

СЛАЙД 3

— Только, кажется, мы неправильно одеты для прогулки в лес. Как должен выглядеть настоящий грибник?

— А какие качества характера нужно воспитывать в себе грибнику?(выносливость, внимательность, осторожность)

— Давайте проверим, на сколько мы с вами внимательны.

Игра « Найди лишнее»

СЛАЙД 4

Мы обули сапоги,

Курточки надели.

У большой лесной реки

Отдохнуть хотели.

Хлеб любимый в рюкзаке

Палка крепкая в руке

Дружно зашагали

Мы в лесные дали!

ГИПЕРССЫЛКА СЛАЙД 2

Высказывания предположений.

Актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

Постановка темы и цели урока

— Нужно помнить, что лес подарил нам свои подарки, а мы в свою очередь должны к нему бережно относиться (не сорить, не разрушать гнезда птиц и муравейники, не нарушать грибницу – срезать ножку гриба ножом, но очень осторожно).

Высказывание предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

Постановка проблемы

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Сказка про колобка. Начало.

Подарила бабушка колобку красную шапочку в белый горошек. Пошёл колобок в лес. Хорошо в лесу! Птицы поют, заливаются. После дождика протянулась над тропинкой весёлая радуга. Засмотрелся колобок, споткнулся. Рассердился: кто это ему подножку подставил?! Смотрит, а на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. И вдруг этот камень прямо на глазах начал расти. Что это? – испугался колобок.

— А вы догадались, что это за камень-пенёк?

— А почему он стал расти?

А что вы знаете о грибах?

— Все ли грибы в лесу полезные? Что может случится с человеком, если он съест вредный гриб?

Учебник,с.39-40

— Как мы будем собирать грибы?

— Что мы заберём из леса?

Понесём ли домой грибницу?

— Как называется та часть, которую мы положим в корзинку?

— Давайте же собирать грибы вместе с колобком.

Ведь первый гриб, который он нашёл был гриб-боровик.

СЛАЙД 5

Пошёл он дальше и на полянке увидал много разноцветных зонтиков. Больше всех ему понравился красненький в горошек.

СЛАЙД 6

«Не трогай меня! Я не зонтик, я гриб – мухомор! А это моя соседка – бледная поганка! Мы ядовитые!»

— Возьми нам, — закричали сестрички – сыроежки.

СЛАЙД 7

— А мы братцы – опята!



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика