Урок окружающего мира по теме Почва — важнейшая часть экосистемы 3 класс


Тема урока «Почва – важнейшая часть экосистемы».

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «почва».

Задачи урока:

обучающие:

узнать состав почвы;

изучить основные свойства почвы;

определить роль почвы как части экосистемы;

развивающие:

развитие умения наблюдать;

развитие внимания;

развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) при работе в парах;

развитие регулятивных УУД;

воспитательные:

формирование бережного отношения к природе;

формирование дружеских, товарищеских отношений между учащимися класса.

Оборудование для урока:

Таблица для игры «Верю – не верю» (см. Приложение 1);

Учебник Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»);

Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»)

Таблица из набора наглядных пособий по окружающему миру «Почва – важнейшая часть экосистемы»;

Образец почвы для каждой пары;

Стаканчики с водой и ложки для опыта у каждой пары;

Инструкции по проведению опытов и описанию их результатов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. момент

II. Актуализация знаний

Вступительное слово. Инструктаж по заполнению таблицы к игре «Верю – не верю» (см. Приложение)

Выполняют игровое задание «Верю – не верю». Вспоминают, что названия оболочек Земли, такое экосистема, участников экосистемы. Так же пытаются ответить на вопросы, относящиеся к новому материалу.

После выполнения задания, откладывают листы на край парты.

III. Постановка учебной задачи

— Вы вспомнили, что такое экосистема, её участников. А какие новые для вас понятия встретились в игре?

Сформулируйте тему урока.

Откройте учебники на стр. 44. Прочитайте диалог Лены и Миши.

О чём же узнаем сегодня на уроке?

Называют то новое, что встретили: почва, плодородие.

Тема урока «Что такое почва?»

Читают 2 ученика.

Высказывают предположения.

Говорить будем о почве.

Узнаем, что это такое, из чего состоит и для чего она нужна.

IV. Открытие нового знания

V. Первичное закрепление.

VI. Продолжение изучения нового материала.

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание

Прочитайте название параграфа. Что из него вы сразу узнаете?

Запишите тему урока в тетрадь.

Проблемный диалог:

Рассмотрите рисунок (плакат с изображением слоёв земли на доске). Где располагается слой земли, который называется почва?

Какого она цвета?

Как вы думаете, почему он такого цвета?

Итак, почва – это верхний слой земли. Давайте определим её состав, из чего состоит почва.

Вы сейчас выступите в роли научных работников, исследователей. Ваша задача — выяснить, из чего состоит почва. Для этого вам в паре с соседом по парте нужно будет провести 3 опыта. Результаты нужно зафиксировать.

На доске запись:

СОСТАВ ПОЧВЫ

После выполнения опытов на доске записываются компоненты почвы:

воздух

вода

глина

песок

— в почве действительно есть листочки, остатки разных организмов, это называется перегной.

Чем больше перегноя, тем она плодороднее. Это главное свойство почвы.

Итак, что же такое почва?

В учебнике на с. 44 найдите ответ на вопрос о значении почвы.

Организует работу в рабочих тетрадях.

Фронтальная проверка.

Как же образуется почва? Найдите ответ в учебнике на стр. 44 и обозначьте абзац знаком +.

Рассказ учителя об образовании почв.

Приложение 3.

Какой вывод можно сделать, узнав, как долго образуются новые почвы?

Комментирует правильные ответы.

Учебник с. 44-45 читать, учить, рабочая тетр. с. 21 №1, 4.

Читают и делают вывод о том, что почва – это часть экосистемы.

Записывают тему.

Почва – это верхний слой земли.

Этот слой тёмный, почти чёрный.

Выдвигают гипотезы. Скорее всего цвет зависит от того, что входит в состав почвы.

Практическая работа в паре.

Каждая пара получает образец почвы, стакан с водой, описание опыта и помощь для фиксации результата (см. Приложение 2)

После выполнения рассказывают о своих выводах.

Опыт 1 доказывает, что в почве есть воздух.

Опыт 2 доказывает, что в почве есть вода.

Опыт 3 доказывает, что в почве содержатся песок и глина, а так же листочки, корешки.

Записывают в виде схемы состав почвы.

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Записывают определение в тетрадь.

Работа с учебником

Читают, устно отвечают.

Выполняют задание № 5 на стр. 22.

Читают, обозначают.

Один ученик зачитывает.

Почву нужно беречь.

Выполняют задание №2 стр. 21 в рабочей тетради.

Выполняют вторую часть игры «Верю – не верю»

Приложение 1

«Верю – не верю»

Веришь ли ты, что…

начало урока

конец урока

1

экосистема – это единство живой и неживой природы?

2

воздушная оболочка Земли – это гидросфера?

3

каменная оболочка Земли — это литосфера?

4

живые организмы делятся по «профессиям»: производители, потребители, разрушители?

5

поверхностный, плодородный слой земли – это почва?

6

в почве нет воздуха?

7

многие разрушители живут и «работают» в почве?

«Верю – не верю»

Веришь ли ты, что…

начало урока

конец урока

1

экосистема – это единство живой и неживой природы?

2

воздушная оболочка Земли – это гидросфера?

3

каменная оболочка Земли — это литосфера?

4

живые организмы делятся по «профессиям»: производители, потребители, разрушители?

5

поверхностный, плодородный слой земли – это почва?

6

в почве нет воздуха?

7

многие разрушители живут и «работают» в почве?

Приложение 2

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.

Что вы наблюдаете?

Из почвы выходят __________________________.

Вывод. В почве есть ________________________.

Опыт 2. Возьмите листочек бумаги, насыпьте на неё немного почвы. Плотно придавите её к бумаге. Стряхните почву назад в стакан. На бумаге осталось _________________.

Откуда взялась вода на бумаге? Из __________________________________________.

Вывод. Значит, в почве есть ________________________________________________.

Опыт 3. В стакан с водой добавьте почвы и размешайте палочкой. Через некоторое время на поверхность воды всплывут остатки листьев, мусора. На дно осядет песок. Вода станет мутной. Постепенно поверх песка будет оседать глина.

Вывод. В почве содержатся ___________________, _______________________,_________________________.

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.

Что вы наблюдаете?

Из почвы выходят __________________________.

Вывод. В почве есть ________________________.

Опыт 2. Возьмите листочек бумаги, насыпьте на неё немного почвы. Плотно придавите её к бумаге. Стряхните почву назад в стакан. На бумаге осталось _________________.

Откуда взялась вода на бумаге? Из __________________________________________.

Вывод. Значит, в почве есть ________________________________________________.

Опыт 3. В стакан с водой добавьте почвы и размешайте палочкой. Через некоторое время на поверхность воды всплывут остатки листьев, мусора. На дно осядет песок. Вода станет мутной. Постепенно поверх песка будет оседать глина.

Вывод. В почве содержатся ___________________, _______________________,_________________________.

Приложение 3

Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.






See also:
Яндекс.Метрика