урок окружающего мира по теме Почва Состав почвы в 3 классе


Урок окружающего мира в 3 классе

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №9»

Винакова Ж.И.

Тема: Почва. Состав почвы.

Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»

Задачи:

Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Метапредметные:

Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.

Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Оборудование: учебник Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков, окружающий мир, 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, препараты для практической работы, лист самооценки, карточки для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Актуализация опорных знаний.

-Посмотрите на доску, рассмотрите иллюстрации, предложите задание для одноклассников. (сравнить)

-Какую бы из них во временной последовательности вы поставили бы на 1 место? Почему?

-Благодаря чему на земле появилась такая пышная растительность? (вода, воздух, ) А ещё? (Земля)

-Как по-другому можно назвать слово «земля» (Почва).

Итак, тема нашего урока: «Почва» (выставить на доску карточку).

-А что вы знаете о почве? (Немного)

— А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

— Что для этого нам надо сделать?

3.Подготовка к работе на основном этапе.

— Ребята, я предлагаю вам закончить фразу на листочках, как вы понимаете:

«Почва — это…»

— спросите у своего соседа, обменяйтесь информацией с товарищем по парте. -Если вы считаете информацию правильной, допишите её в свой листочек. Обсудите в четвёрках, повернитесь. Можете дополнить в свои листочки.

— Кто желает поделиться тем, что у вас получилось?

— Как узнать правильность определения? (Обратиться к учебнику).

-Откройте учебник на с.18, найдите определение, что такое почва. У кого был верный вариант или был похож на вариант в учебнике? Молодцы!

— Давайте запишем определение в словарь на с.50 (Почва — верхний плодородный слой земли.

Слайд

— Какую информацию вы прочитали в учебнике об этом человеке? (Василий Васильевич Докучаев – русский учёный, всю свою жизнь посвятил изучению почвы).- слайд

Да, В.В.Докучаев изучал почву и сделал много открытий. Тогда почему авторы учебника не дают нам полную информацию о почве? (Чтобы мы сами делали открытия).

-Что они нам предлагают сделать? (провести исследование)

— Что в ходе исследования предлагают авторы нам узнать? ( В учебнике: Состав почвы).

-Какова цель исследования? (В учебнике: определить состав почвы)

4.Практическая работа.

— Итак, ребята, наш класс — небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей.

— Я приготовила почву с нашего пришкольного участка. Что можно узнать о почве с помощью органов чувств?( цвет, запах, структуру почвы).

— Предлагаю вернуться к учебнику на с. 19.Посмотрите на картинки.

-Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?

-Почему (в целях безопасности).

— Куда будем записывать наблюдения и выводы, посмотрите на значок? (в печатной тетради).

— Откройте тетрадь на стр.13. Эту таблицу будем заполнять поэтапно.

— Предлагаю выполнить 1 опыт в парах. Прочитайте его описание.

— Выполняем. Что вы увидели? Запишите свои наблюдения и вывод.

— А теперь смотрим на экран, сравните свои результаты с эталоном. Оцените себя. (лист самооценки.) Слайд Воздух

— Прочитайте 2-ой опыт. Сделали, записали, сверили, оценили.Слайд Вода

-Предлагаю понаблюдать за следующим опытом, который сделаю сама.(3)

3 опыт

Ребята, следующий я проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте и выводы записывайте в таблицу.

— Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)

-Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)

— Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве? (сгниют) Предположите, что же содержится в почве?

-Свои наблюдения и вывод запишите в тетрадь. Проверим себя, лист самооценки. Слайд Перегной

4 опыт

Теперь остаток почвы сильно прокаливаю, высыпаю в стакан с водой, размешиваю и даю отстояться. Что вы заметили?(на поверхности воды плавает мусор, а на дне стакана грязь- муть.

-Как вы думаете, что получится в результате, когда вода отстоится?

— Этот опыт, ребята, требует большего времени, поэтому я сделала его до урока, а вы можете проделать это дома вместе с родителями.

Посмотрите, что получилось. Как вы думаете, что оказалось на дне стакана? -Какой вывод сделаем? Запишите в тетрадь. Слайд Песок и глина

А где можно увидеть песок и глину? Обратите внимание, когда роют котлован, эти слои могут быть хорошо заметны и выделяться.

5 опыт

-Насыпаем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и пробуем растворить ее. Профильтруем воду, нальем несколько капель на стекло и нагреем.

-Что вы видите на стекле после нагревания воды? На что похож этот белый налёт? Попробуйте предположить, что это. Сделайте выводы.Слайд 10- соли

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

5.Физминутка.

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.

— Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования?(учебник с.19). Что мы хотели узнать? (Из чего состоит почва и что входит в её состав)

-Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?

-Какой вывод мы сделаем?(Дети называют)

ВЫВОД: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы. Слайд состав почвы

7.Первичная проверка усвоения новых знаний.

Предлагаю проверить свои знания. Перед вами карточка. Выберите себе задание из левого или правого столбика, может кто-то сделает оба задания.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

Давайте проверим свою работу, посмотрите на экран, оцените себя.

8.Итог урока. Рефлексия.

— Какова была цель нашего урока?

-Какой вид деятельности наиболее полезен на уроке?(на доске карточка со словом полезно)

-Какие факты оказались для вас удивительными?(карточка со словом удивительно)

Лист самооценки

Фамилия уч-ся

Количество баллов

1.Почва-это

2.Опыт 1

3.Опыт 2

4.Опыт 3

5.Опыт 4

6.Опыт 5

7.Самостоятельная работа

— Посчитайте количество баллов, которое у вас получилось.

9-12 баллов –«5»

6-8 баллов-«4» Слайд

3-5- балла-«3»

— Кто доволен собой и удовлетворён результатом? Молодцы!

9.Информация о домашнем задании.

-Домашнее задание предлагаю на выбор:

а) Прочитать учебник на с.18-20 и ответить на вопросы.

б) Прочитать учебник на с.18-20 и найти информацию о почвах Белгородской области.

в) Прочитать учебник на с.18-20 и составить кроссворд для своего соседа по теме «Почва».

Приложение к уроку:

Лист самооценки

Фамилия уч-ся

Количество баллов

1.Почва-это

2.Опыт 1

3.Опыт 2

4.Опыт 3

5.Опыт 4

6.Опыт 5

7.Самостоятельная работа

Лист самооценки

Фамилия уч-ся

Количество баллов

1.Почва-это

2.Опыт 1

3.Опыт 2

4.Опыт 3

5.Опыт 4

6.Опыт 5

7.Самостоятельная работа

Лист самооценки

Фамилия уч-ся

Количество баллов

1.Почва-это

2.Опыт 1

3.Опыт 2

4.Опыт 3

5.Опыт 4

6.Опыт 5

7.Самостоятельная работа

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

ПОЧВА

ПОЛЕЗНО

УДИВИТЕЛЬНО

ПОЧВА






See also:
Яндекс.Метрика