Урок окружающего мира по теме Органы чувств УМК Школа 2100 Вахрушев


Урок окружающего мира в 1 классе Учитель: Галицына Н.Д.

Тема: «Наши помощники – органы чувств»

Цели урока:.

1.Показать роль и специфику разных органов чувств (1-я линия развития – уметь объяснять мир);

2.Развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни (формирование познавательных УУД);

3.Прививать бережное отношение к своему организму , культуру труда, отдыха (2-я линия развития – уметь объяснять своё отношение к миру)

 Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать  развитию познавательного интереса.

Оборудование:

1.Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; игрушка, книги, журналы, репродукции картин; запись пения птиц; освежитель воздуха, цедра лимона, стаканы с солёной водой , сладкой, кислой водой; дольки апельсина, моркови, яблока, орехи, ластики, скрепки

2.Презентация «Органы чувств»

Этапы урока

Содержание урока

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент.

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

3.Открытие новых знаний.

(работа в группах)

4.Первичное закрепление

5.Рефлексия

(слайд1)

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

 

На доске плакат с изображением человека, но без лица (слайд2)

— Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?

  (-У него нет лица, него нет ушей, нет глаз, носа, рта.)

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?(Так некрасиво)

( Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу)

— нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать)

— рот (Рот нужен нам для еды , чтобы не умерли от голода)

— уши  (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

— А что вы чувствуете, когда на улице мороз?- и прикрепляется на доску знак вопроса.     ( Мы чувствуем холод) После ответа детей  появляются все органы чувств. (слайд4)

— Ребята, что у всех этих частей общего?

— Можем ли мы назвать их одним словом?

— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

— Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

 

— А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют)

 -Значит , и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

( Мы будем исследовать человека)

— Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы , наверное, уже слышали это слово) Глаза, рот, нос, уши- Это всё части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию.

— Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши — это всё части организма — его органы. Давайте приступим к исследованию.

1.Исследование органа зрения.

-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)

_Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

— Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

— Продолжаем наше исследование.(каждый ученик получает задание ,на каждый стол выдаются предметы для исследования)

1.Что общего и в чём различие предметов?( 1-й получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов(белый, красный, зелёный)

2. Рассмотри  фигуры и разбейте их на группы(2-й получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.)

3.Рассмотри книги, журналы,  может успеешь почитать.( 3-й Книги , журналы  репродукции картин)

— Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?   Дети вместе с учителем формируют выводы:

1.Глаза помогают нам видеть различные цвета. Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы  можем читать книги , журналы, видеть красивые картины.  Учитель: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет , их форму. Величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего  нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может  быть, вы догадались орган чего? (слайд4)

Глаза- это орган зрения. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире . Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»(слайд 5)

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

Дополняю ответы детей:

-Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе  2-3 метров,

-При письме свет должен падать слева.

 « От улыбки» (слайд 6)

(слайд 7)

Теперь наш человечек может видеть.

2.Исследование органа слуха. Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! (В нашем классе тишина)

— Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать?( Мы ничего не слышали , потому что уши наши были закрыты .Уши нужны чтобы слышать.)

(слайд 8)

Включаю грамзапись пения птиц.

Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это  звуки окружающей нас природы . Какой орган позволяет нам это почувствовать?

(слайд 9)

Уши -это орган чего?( это орган слуха).

Охрана слуха (слайд 11)

3.Исследование органа обоняния.

Закройте нос. Что вы чувствуете?

(распыляю освежитель воздуха)

( Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)

— Откройте носики, понюхайте.

-Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах?

( С помощью носа мы чувствуем запах)

-В носовой полости расположены особые клетки, которые, которые воспринимают различные запахи.

 Проведем второй опыт.

-Сможете ли вы с закрытыми глазами  определить по запаху предмет?

(лимон, огурец, лук)

-Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название  обоняние.

(слайд 12)

-Кто  сможет дать полное научное определение? Нос – орган обоняния.

— Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности , о пожаре. То, что мы не  видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом  орган обоняния .

(слайд 13)

Теперь наш человечек может чувствовать запахи

4. Исследование органа вкуса.

(раздаю 3 стакана с водой — солёной, сладкой, простой)

-Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование — на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?

(Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

         Игра «Угадай по  вкусу.»( У детей закрыты глаза .Они по вкусу отгадывают предмет -апельсин, банан , яблоко, морковь)(раздаю кусочки фруктов, овощей.)

-Что помогло вам  почувствовать вкус пищи? (слайд14)

-Дайте научное определение этому органу.( Язык — орган вкуса.)

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха (слайд 15)

5.Исследование органа осязания.

Игра «Угадай предмет»

( в корзине, накрытой салфеткой резиновый мяч, карандаш, орех)

(Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)

При помощи чего вы отгадали предметы?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания. (слайд 16)

Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?

Теперь дадим их общее название.

V.Первичное закрепление

(слайд17)

Тест. Соедини предметы и органы чувств .

Проверка по шаблону.( слайд 18)

VII.Итог урока.

-Что нового мы узнали?

-Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их  назовем одним словом?

Выводы:

-Органы чувств — наши верные помощники.

-Они помогают узнать, что происходит  в окружающем мире в мире.

-Они показывают нам разные признаки и свойства 

Оцените свою работу на уроке при помощи цветных кружков.

 

Отвечают на поставленные вопросы

Характеризуют основные функции органов чувств

Сопоставляют признаки предметов с органами чувств

Группируют предметы по различным признакам (цвет, форма, размер)

Обобщают полученную информацию, формулируют выводы, опираясь на результаты практической деятельности.

Формулируют правилами сохранения и укрепления здоровья

Обобщают полученную информацию, формулируют выводы, опираясь на результаты практической деятельности.

Самостоятельно формулируют правила бережного отношения к органам слуха. Опираясь на зрительные образы.

Обобщают полученную информацию, формулируют выводы, опираясь на результаты практической деятельности.

Регулятивные УУД

(постановка и решение проблемы)

Коммуникативные УУД (Учащиеся учатся работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)

Познавательные УУД

(На основе опыта осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.

Формулируют вывод по результатам исследований)

Познавательные УУД

(установление причинно – следственных связей)

Познавательные УУД

(структурирование знаний)

Регулятивные УУД

( формирование правильной самооценки)






See also:
Яндекс.Метрика