Урок окружающего мира по теме Мир глазами географа


Тема урока: Мир глазами географа.

Цели и задачи урока: — дать представление о науке, изучающей Землю — географии, сформировать понятия «глобус», «географическая карта», «масштаб»;

— формировать умение осуществлять поиск информации по теме, умение работать в малой группе, умение определять общую цель и достигать её, согласовывая свои действия с другими людьми;

— развивать навыки работы со словарём, с текстом учебника, с географической картой; способствовать развитию речи, мышления, внимания, навыки работы в малой группе;

— воспитывать аккуратность, культуру общения.

Оборудование к уроку: ноутбук, телевизор, физическая карта России, политическая карта мира, глобус, рабочие листы для детей, клей, учебники и рабочие тетради.

Ход урока

Организация класса.

Проверка готовности к уроку, приветствие гостей, психологический настрой на работу.

Сообщение темы и задач урока.

Учитель зачитывает отрывок из рассказа М. Зощенко «Великие путешественники» (Литературное чтение 3 класс) См. Приложение 1.

— Из какого произведения этот отрывок?

— Без каких знаний, по мнению мамы и папы, детям нельзя было пускаться в кругосветное путешествие?

-Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Учитель: Наверное вам не раз приходилось слышать слово «география». А что такое «география»? (ответы детей)

Давайте посмотрим определение этого слова в «Толковом словаре». (работают по группам)

— А как даётся определение этого слова в нашем учебнике? (с. 22)

Найдите в учебнике, что изучает география. А что оа объясняет?

— На основе всего того, что мы прочитали, давайте дадим объяснение слову «география».

География — это наука о Земле, которая изучает её природу, население и его хозяйственную деятельность. (запись в рабочую тетрадь)

На предыдущих уроках мы узнали, что значит мир с точки зрения астронома. А сегодня мы взглянем на мир с точки зрения географа

Актуализация знаний.

А помогут нам в этом замечательные изобретения человечества. Отгадайте, какие.

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

Моря есть — плавать нельзя,

Дороги есть — ездить нельзя,

Земли есть — пахать нельзя. (географическая карта)

Найдите на своих рабочих листах слова «глобус» и «географическая карта» и объяснение этих слов. Соедините каждое слово с его значением. См. Приложение 2.

Глобус — модель Земли.

Географическая карта — уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.

Заполните в группа первые 2 столбика таблицы «ЗХУ». См. Приложение 2.

Дети заполняют, затем зачитывают свои записи)

Работа над темой урока.

Практическая работа 1. — А теперь проверим, помните ли вы названия разметки глобуса.

Детям выдаётся схематический рисунок глобуса. Им надо наклеить правильно слова «параллели», «меридианы», «экватор», «северный и южный полюс».

Проверка: СЛАЙД №1

Составление рассказа.

На ваших рабочих листах есть вопросы о глобусе. Посовещайтесь в группе и подготовьте ответы на их.

Группы совещаются, затем по — очереди отвечают на вопросы. СЛАЙД №2.

Выступление докладчиков.

Учитель: Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Послушайте выступление вашей одноклассницы, которая расскажет о появлении первого глобуса. СЛАЙД 3, 4, 5

-Кто был создателем первого глобуса?

— Когда это было?

— Чем глобус Бехайма отличался от современного?

Как Бехайм назвал своё изобретение, ведь слова «глобус» тогда ещё не было? с. 24 учебника

Учитель : Представьте, что вы отправились путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в дороге пользоваться глобусом? Почему?

Учитель: Ещё одно величайшее изобретение человечества — географическая карта. Послушайте выступление вашей одноклассницы, которая расскажет о появлении

географических карт. СЛАЙД 6, 7

-Когда же появилась первая карта мира?

-Кто её создал?

Практическая работа 2.

Учитель: По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов — материков, морей, островов, озёр и т. д. Их очертания становились более правильными. Современные географические карты очень разнообразны. Например, существуют физические и политические карты. (на доске)

Чем различаются эти карты? А в чём их сходство?

Учитель: — У вас в учебнике представлена ещё одна карта — карта полушарий.

— Что она вам напоминает?

— -Прочитайте о ней (с. 26-27)

— Кто понял, что такое масштаб карты?

Чтобы лучше это понять, проведём практическую работу: измерьте линейкой расстояние от Москвы до края Антарктиды. Посмотрите на масштаб карты.

— Как узнать, сколько на самом деле километров от Москвы до Антарктиды?

Учитель: — Но не только на масштаб надо обращать внимание, работая с картой. Как вы думаете, на что ещё? Если затрудняетесь, посмотрите, что такое географическая карта на вашем рабочем листе. (На условные знаки)

В рабочей тетради на с 15 подпишите названия условных знаков, пользуясь картой на с. 64. (рекомендации по выполнению д/з)

Проверка усвоения материала урока. Коррекция.

Заполнение последнего столбика таблицы «ЗХУ.

Подведение итогов, рефлексия.

Составление синквейна «Глобус» и «Карта» (по группам)

Кого из своей группы вы предлагаете оценить?

Домашнее задание: с. 22-29 (читать, ответить на вопросы) , в рабочей тетради с. 14-15

уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков

Рабочий лист

Глобус

устройство для определения сторон горизонта

Географическая

карта

модель Земли

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Расскажите о глобусе по вопросам.

1) Какую форму имеет глобус?

2) В какие цвета окрашен глобус? Что они обозначают?

3) Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5) Как называются линии, соединяющие Северный и Южный полюс?

6)Как называются линии, опоясывающие глобус?

7) Как называется «главный пояс Земли»?






See also:
Яндекс.Метрика