Урок окружающего мира по теме Лес — природное сообщество


МБОУ ЧЕРКУТИНСКАЯ ООШ ИМ. В.А. СОЛОУХИНА

Урок окружающего мира в 3 классе по теме

«Лес – природное сообщество. Животные леса».

Цели урока:

Познакомиться учащихся с понятиями «природное сообщество», «ярустность леса».

Показать на конкретных примерах взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса.

Уточнить и расширить представления учащихся о животных леса.

Познакомить ребят с приспособленностью животных к условиям окружающей среды.

Формировать бережное отношение младших школьников к природе.

Формировать понимание экологических проблем своего родного края.

Оборудование:

Мультимедийный проектор и ПК.

Листочки с контрольными вопросами.

Набор картинок с изображениями животных.

Запись различных голосов птиц.

Ход урока.

Организационный момент.

Звучит музыка леса.

Вводная беседа.

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие. А куда – отгадайте.

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой.

Учитель. Так о чем говорится в загадках? (О лесе).

Учитель. Почему Вы так решили? Ответы детей.

Учитель. Мы с вами уже изучали лес. Сегодня нам предстоит изучить лес более детально, как бы рассмотреть его под микроскопом.

Учитель. А что же такое лес?

Я хочу вас познакомить с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

Во время рассказа учителем на экране демонстрируются соответствующие картинки.

«Один художник решил нарисовать лес.

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими же похожими на настоящие они получились! Вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

— Это не лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка?

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

— Нужны птица, а еще – кусты и ягоды, — не унимался старичок – лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

— Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.

— Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес…».

Учитель. Так что же такое лес?

Ученик. Лес – это целый мир. В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

Ученик. Лес – это территория земли, занятая деревьями, кустарниками и животными, живущими в нем.

Учитель. Давайте посмотрим объяснение понятия «лес» в толком словаре.

Ученик.

Лес – это деревья, стоящие во множестве на корню, пространство, обильно заросшее деревьями.

Лес – срубленные деревья, строительный, поделочный материал.

Учитель. Лес называют природным сообществом. Как вы понимаете, что такое сообщество?

Давайте найдем толкование этому слову в словаре Ожегова.

Ученики находят разъяснение понятия «лес» и зачитывают его вслух.

Повторение изученного ранее материала.

Ответы детей сопровождаются показом предметных картинок на экране.

Учитель. Какие типы лесов вы знаете? (Хвойные, широколиственные, смешанные).

Учитель. Какие деревья растут в хвойных лесах? (хвойные деревья: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта).

Учитель. Какие деревья растут в широколиственных лесах? (Дуб, береза, клен, липа, осина и др.).

Учитель. Какие деревья растут в смешанных лесах? (В смешанных лесах растут и хвойные, и широколиственные деревья).

Учитель. Каково значение леса в природе? (Ответы детей).

Учитель обобщает все ответы.

Лес – «легкие нашей планеты».

Лес – защитник водоемов, почвы и воздуха.

Лес – источник древесины.

Лес – место для отдыха человека.

Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.

Лес – это дом для растений, животных и грибов.

Изучение нового материала.

Учитель. Сейчас вы просмотрите видеофильм, после чего ответите на несколько контрольных вопросов на листочках, которые лежат на ваших партах.

Просмотр видеофильма «Кто как в лесу живет».

Контрольные вопросы.

Какие животные живут в лесу?

Как животные приспособились к жизни в лесу?

Почему лес называют природным сообществом?

Обсуждение видеофильма по вопросам.

Учитель. Кого из живых существ, обитающих в лесу, вы узнали? (Шмели, дрозды, ворон, зайцы, лисы, дикие утки, волки, енотовидная собака, лань, ежь).

Учитель. На какие группы можно их всех разделить? (Птицы, насекомые, звери).

Учитель. Как животные приспособились к жизни в лесу?

Ученик. Шмели живут в норках, собираю нектар, делают мед, им и питаются.

Ученик. Белка живет на сосне, питается семенами из шишек сосны.

Ученик. Заяц питается растительностью, живет под кустами.

Ученик. Волк живет в логове в овраге, питается всеми мелкими животными.

Учитель. Почему лес называют природным сообществом?

Ученик. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Учитель. Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять ее? (Нет, не должен. В лесу все идет по законам природы).

Учитель. Есть ли в лесу полезные и вредные животные? (Нет).

Учитель. Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

Ученик. Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить все: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!

Учитель. Лес – дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, — тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.

Учитель. Как вы сами думаете, что это такое «Этажи леса»? (Ответы детей).

Учитель. Какой ярус самый высокий? (Деревья).

В лесу много деревьев, мы их все назвали.

Учитель. Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники).

Учитель. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы).

Учитель. Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте еще раз их вспомним.

Дети называют правила с опорой на предметные картинки на экране.

Учитель. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков, пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

Учитель. Все ли ярусы мы рассмотрели?

Остался еще один ярус – мхи и лишайники. Где они растут? (На земле, на корнях деревьев).

Физминутка.

Учитель. Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент? (Да, это почва).

А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Сколько ярусов мы назвали? (Четыре).

Дети перечисляют названия ярусов.

Учитель. Влияет ли один ярус на другой? Каким образом? (ответы детей).

Учитель. Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе? (О животных).

Учитель. Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.

Ученик. Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

Учитель. Давайте назовем представителей каждого класса царства животных: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, пауки, черви.

Дети называют животных и выбирают из набора соответствующую картинку.

Учитель. Представителей какого класса легче всего увидеть в лесу? (Насекомых).

Учитель. Представителей какого класса легче всего в лесу услышать? (Птиц).

Учитель. Давайте послушаем голоса птиц.

Дети слушают запись с различными голосами птиц.

5.Итоги урока.

Чтение стихотворения М. Пляцковского подготовленными учениками.

Ученик.

Светит солнце с высоты.

Рады солнышку цветы,

Рады рощи и поля,

Рада вся земля.

Веселей в лесу шумят

Птичьи голоса,

Песни звонкие летят

Прямо в небеса.

Ученик.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Ученик.

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Ученик.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Учитель. Ребята, какой вывод можно сделать?

Дети. Надо любить природу, беречь ее! Охранять и преумножать ее богатства.

Учитель. Чему вы научились на уроке?

Дети. Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества.

Учитель. Как разные животные леса поделили между собой лесные этажи?

Дети. Звери обитают на траве, на земле и на деревьях. Насекомые живут во всех ярусах лесах.

Учитель. Почему лес называют природным сообществом?

Дети. Лес называют природным сообществом, потому что все его обитатели тесно связаны между собой.

Учитель. Каких животных леса вы знаете?

Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в ваших лицах своих помощников и защитников.

В природе разные растения и животные существуют не сами по себе, они связаны между собой. Можно сказать, они соединены невидимыми нитями. Если разорвать нить, нарушится вся цепочка, то есть природное равновесие.

Сегодня на уроке мы говорили о том, что лес – место обитания птиц и зверей. Лес – поставщик кислорода, который сохраняет жизнь на земле. В лес мы приходим в часы отдыха. Древесину заменить можно, а лес, живой лес, заменить ничем нельзя. Я хочу, чтобы с этой мыслью вы ушли с сегодняшнего урока.






See also:
Яндекс.Метрика