Урок окружающего мира по теме Что такое семья


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Урок окружающего мира по теме «Что такое семья»

Провела: Киржаева Е. В.,

учитель начальных классов

Дидактическое обоснование урока.

1. Предмет: окружающий мир, класс 2, автор учебника: Виноградова Н. Ф.

2. Тема урока: «Что такое семья».

3. Дидактическая цель: создать условия для освоения детьми новых знаний по теме урока.

4. Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

5. Задачи: уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений; ввести в лексикон учащихся слова: «домочадцы», «поколение», «предки», «потомки», способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления; воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление им помогать.

6. Методы обучения: проблемный, практический, словесный.

7. Формы организации: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, дифференцированная.

8. Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой, ИКТ, толковые словари, аудиозапись.

Технологическая карта урока окружающего мира.

Этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопреде-

ление к дея-

тельности

(орг. момент)

-Приятно видеть вас, ребята. Подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками.

-Что вы почувствовали? (Тепло).

-Постарайтесь сохранить это тепло на протяжении всего урока.

Включение учащихся в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Первичное закрепление.

6.Самостоятель-

ная работа с самопроверкой по эталону.

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Речевая разминка.

-Посмотрите на картинки (слайды). Предлагаю поиграть в игру «Ты-мне, я-тебе» в парах. Задайте друг другу вопросы по каждой картинке.

-Послушайте мои вопросы.

-Посмотрите на 1-ую картинку. Может ли человек много знать?

— Обратите внимание на 2-ую картинку. Что нужно сделать, чтобы не болеть?

— Третья картинка. Можно ли избежать ссор?

-Что для этого нужно сделать? (Изменить свое поведение, себя).

-Сделайте вывод. Может ли человек изменить себя?

-С кем вам в первую очередь хочется поделиться своей радостью или обратиться за помощью, советом? (…..)

— Прочитайте тему раздела, с которым сегодня на уроке мы начнем знакомиться (Кто живет рядом с тобой?)-на доске.

-Вы, молодцы! Очень хорошо отвечаете. Вам в награду прозвучит отрывок из песни. Послушайте и подумайте, о чем она? (ИКТ. Л. Григорьева «Моя семья»).

-Как вы думаете о чем или о ком эта песня? (О семье).

-Сформулируйте тему урока. (Что такое семья.)- на доске.

-Нужно ли вам знать о семье? Почему? (….)

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке? (….)

1. Что такое семья?

2. Что объединяет членов семьи?

3. Как называют членов семьи?

4. Как называют людей одного возраста, живущих в одно время?

5. Важно ли человеку любить свою семью?

— Ответы на эти вопросы помогут вам сделать новые открытия, решить проблему, возникшую на уроке.

-Ребята, у каждого из вас есть семья.

— Как вы можете объяснить, что такое семья в вашем понимании? (….)

— Семья-это группа живущих вместе близких родственников;

2) объединение людей, сплоченных общими интересами. (На доске.)

— Можно ли назвать семьей людей, которые не живут вместе? Приведите примеры.

— Можно ли назвать семьей 2-х живущих вместе родственников? Докажите.

— Подберите однокоренные слова к слову «семья». (Семейка, семейный, семьянин).

— Подберите слова, которые характеризуют семью. Семья (какая?)…., …., …., …. .

— (ИКТ, рисунок-схема.) На парте у вас карточки. Прочитайте предложения и найдите смысловые ошибки.

Карточки.

Для каждого члена семьи своя отдельная квартира. У каждого члена семьи свое хозяйство. Каждый по своему усмотрению тратит деньги. Каждый член семьи отдыхает отдельно. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

— Проверка (светофоры).

— Чем семья отличается от другой группы людей? (…)

-Можно ли наш класс назвать семьей? (Вернуться к лексическому значению слова «семья»). В каком ее значении? ( Во 2-ом).

-На какие вопросы мы ответили?

-Прочитайте следующий вопрос. (Как называют членов семьи?)

— Откройте учебник на стр. 69, задание 4. (Игра «Родственники»), по рядам.

-Физминутка.

-На доске. Прочитайте слова. Значения каких слов вы не знаете?

Мама, дедушка, домочадцы, брат, поколение, папа сестра, предки, потомки, бабушка, дочь, тетя.

— Где или у кого можно узнать значения этих слов? (……)

-Из какого источника можно узнать точное значение слова? ( Из толкового словаря).

— В начале урока я попросила ….., ……, ….., … найти значения этих слов в толковом словаре. Давайте послушаем этих ребят. (….).

-Прочитайте еще раз новые слова. Как называют людей одного возраста, живущих в одно время? (Поколение).

— Как называют людей старшего поколения? (Предки).

-Младшего поколения? (Потомки).

-Всех членов семьи? (Домочадцы).

-Сейчас я попрошу вас объединиться в группы. У каждой группы есть задание. Старайтесь выполнить его, работая все вместе.

1 группа- Работа в тетради с печатной основой, стр.33 №1.

2 группа- стр.65 учебника, №1.

3 группа- Собрать пословицы о семье. Объяснить смысл любой пословицы.

4 группа- стр.66 учебника, «Кто кому кто?»

5 группа- стр.71 учебника, «Помощник».

6 группа- стр.69 учебника, «Разговор с дочкой».

-Проверка работы 1,2,3,4 групп (с использованием сигнальных светофоров).

-На какой вопрос нам осталось ответить? (Важно ли человеку любить свою семью?)

-Проверка работы 5,6 групп (с использованием сигнальных светофоров)

— Смогли ли мы ответить на этот вопрос?

— У каждого из вас есть значок. Ребята, у которых треугольник.

1) Выбрать карточки со словами, называющимися членами семьи.

Карточки: мама, учитель, врач, брат, дедушка, подруга, прабабушка, дочь, папа, продавец, сын, внук, товарищ, внучка, девочка, мальчик. (1 уч-к у доски).

-Ребята, у которых квадрат:

2)Составить подходящие пары слов (1 чел. у доски).

бабушка дочь

отец племянница

брат внук

тетя сестра

— Ребята, у которых круг. Работа по учебнику. Решение логических задач, стр. 68, №1.

-Проверка: треугольник, квадрат- сравнение по эталону; круг- 1 чел. зачитывает ответ.

-Домашнее задание. А сейчас послушайте стихотворение М. Яснова и подумайте, какое будет домашнее задание. (Стихотворение читает заранее подготовленная ученица.)

-Вот как я семью нарисовала:

Мама-круг,

А бабушка-овал,

Папа – треугольник,

Младший братик-

Это замечательный квадратик.

Как же я себя изображу?

По бумаге перышком вожу,

То туда вожу им,

То обратно я-

Получилось что-то непонятное:

Уголки,

Неровные края….

Мама, неужели это я?

-Какое же будет домашнее задание? (Ответы уч-ся).

-На какие вопросы вы хотели получить ответы на уроке? (На доске вопросы.)

-Удалось ли получить ответы на эти вопросы? (или Достигли ли мы своей цели?) Докажите, используя слова:

Я вспомнил(а)…………….

Я узнал(а)……………………

Я сделал(а) открытие……………..

Меня заинтересовало…………….

-Звучит песня Ин-Янь «Гимн семье».

-Ребята, вы очень меня порадовали хорошими ответами, активной работой.

-Подарите друг другу улыбку. Прикоснитесь друг к другу ладошками. Что вы сейчас чувствуете? (Тепло.)

-Вы смогли сохранить тепло в своей душе. Дарите его близким, любите и берегите их. И помните, что семья- самое главное в жизни.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Организует рефлексию.

Выполняют задание, тренирующее способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Ставят цели, формируют тему урока.

Самостоятельная работа по карточкам, фронтальная работа, работа по учебнику, индивидуальная работа со словарями.

Работают в группах, выполняют задания по учебнику, в тетрадях с печатной основой, работают с пословицами.

Самостоятельная,

дифференциро-

ванная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: формирование познавательной цели и проблемы.

Регулятивные: прогнозирование; познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; личностные:

самоопределение.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные:

рефлексия;

личностные:

смыслообразование.






See also:
Яндекс.Метрика