урок окружающего мира по теме Что такое хвоинки


Урок окружающего мира в 1 классе по теме:

«Что такое хвоинки?»

Подготовила и провела учитель

начальных классов Кустова Н.Н.

Задачи урока: познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что хвоинки – это листья хвойных деревьев; научиться различать сосну и ель.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока даже несмотря на то, что за окном осень.

II.Актуализация прежних знаний.

-Скажите, какие изменения произошли в природе с приходом осени? (Ответы детей).

Идя в школу и возвращаясь домой, вы видите, как падают с деревьев листочки. И никому невдомёк, что листочки о чём-то переговариваются. Давайте послушаем разговор опавшей листвы.

Опавшей листвы

разговор еле слышен:

-Мы с клёнов…

-Мы с яблонь…

-Мы с вязов…

-Мы с вишен…

-С осинки…

-С черёмухи…

-С дуба…

-С берёзы…

Везде листопад:

На пороге — морозы!

-О чём шепчутся листья?

-Как называется явление природы, когда осыпаются листья?

-На нашем уроке наши верные помощники. Кто они?

-М. Черепаха предлагает поиграть в игру «Узнай лист».

(Слайды).

-Как называются перечисленные деревья?

А сейчас мы превратимся в осенние листики.

III.Физкультминутка.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

IV. Постановка проблемы.

А Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки. Отгадав их, вы узнаете, о каких деревьях пойдёт речь на уроке.

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая ,как ёж

Зимою в платье летнем.

(Ель)

(Слайд)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке.

Ветви – только на макушке.

(Сосна)

(Слайд)

-Скажите, как вы думаете, имеют ли эти деревья листья? (Ответы детей).

Верны ли ваши ответы мы узнаем в процессе урока.

V.Открытие новых знаний.

1.Сравнение ели и сосны по внешнему виду.

-Назовите деревья.

(Слайд)

-Рассмотрите ель и сосну. Сравните их. Обратите внимание на расположение веток. Что вы заметили?

(Ответы детей).

Обобщение: сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к свету; ели же стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

(Слайд)

2.Знакомство детей с ельником и сосновым бором.

-Какие деревья вы видите?

-Это еловый лес. Его называют ельник. В еловом лесу деревья стоят близко друг к другу, поэтому он густой и тенистый. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь жили Баба Яга и Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу прохладно и темно.

(Слайд)

-Назовите, что это за деревья.

-Это сосновый лес. Его называют – сосновый бор. Сосновый бор – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Легко и свободно дышится в сосновом лесу, светло и сухо в нём. Древесина – дар сосны. Она используется в строительстве кораблей и жилищ.

3. Практическая работа.

А теперь у нас практическая работа.

Что у вас на столах? (Ответы детей). Ваши учебники открыты на с. 16. Рассмотрите рисунки и скажите, где расположена ель, а где — сосна?

Выбор веточек.

С помощью учебника определите ветку ели и ветку сосны. Покажите ветку ели. Положите её на рисунок ели.

Теперь покажите ветку сосны. Положите её на рисунок сосны.

-Как вы определили? (Ответы детей).

(Слайды)

Сравнение шишек.

Рассмотрите шишки. Сравните их. Покажите еловую шишку. Положите её на ветку ели.

Покажите сосновую шишку. Положите её на ветку сосны.

(Слайды)

Продолжая тему урока, давайте послушаем стихотворение.

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки-

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.

Муравьишка Вопросик просит ещё раз объяснить, как различить сосну и ель.

VI. Физкультминутка. «Есть в лесу».

Есть в лесу три полочки

Ели-ёлки-ёлочки.

Лежат на елях небеса

На ёлках- птичьи голоса

Внизу на ёлочках -роса.

VII. Продолжение .

-Веточки каких деревьев мы рассмотрели?

-Выяснили, чем отличаются они.

-А чем похожи? (Ответы детей).

Эти деревья поэтому называют хвойными. (Слайд).

-А Муравьишка Вопросик спрашивает: «Что такое хвоинки?» (Слайд).

-Хвоинки – это действительно листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки даже зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи.

-Как вы думаете, меняется ли внешний вид этих деревьев с приходом осени?

-Да, ведь известна всем загадка: «Зимой и летом одним цветом». Эта загадка о наших красавицах.

Ведь недаром их называют «вечнозелёными».

VIII. Первичное закрепление.

Теперь продолжим работу по теме в рабочих тетрадях.

(с.7 №1)

Взаимопроверка.

-Назовите, с какими хвойными деревьями мы познакомились?

-А знаете ли вы это дерево? (Слайд).

-Можно ли его отнести к хвойным деревьям? Почему?

-Как расположены хвоинки? (Слайд).

-Чем оно отличается от других хвойных деревьев?

-Так как это дерево осенью желтеет и сбрасывает листья, как это делают лиственные деревья, то отсюда такое название – лиственница. (Слайд).

IX. Итог урока.

-Как называются листья хвойных деревьев?

-С какими хвойными деревьями мы познакомились?

-Спасибо за урок.

-Молодцы. (Слайд)






See also:
Яндекс.Метрика