урок окружающего мира Отечественная война 1812 года


Отечественная война 1812 года

Цели: 1. Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года; основными этапами, героями;

2. Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к её героям.

Оборудование: карточки с датами, основными терминами.

Слайды;

Карта военных действий;

Репродукции картин Бородинского сражения;

Тест.

Ход урока

Организационный момент.

Мне хотелось бы начать наш урок с отрывка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спалённая пожаромФранцузу отдана?Ведь были ж схватки боевыеДа, говорят, ещё какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, какие события описывает Лермонтов в этом отрывке?

Какие главные слова вы услышали в этом отрывке?

. Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения? (Дети отвечают)

Как вы думаете из стихотворения, какую страну хотел покорить Наполеон? (Россия )

Работа с таблицей (названия государств)

Учащиеся дают ответы, называя важные слова, которые они услышали.

Учитель вывешивает карточки с важными названиями (заранее подготовленные): Москва, Россия, французы, Бородино, сражение, пожар.

Вы правильно узнали и назвали все слова. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Мы будем говорить о важном историческом событии, об угрозе, которая нависла над Россией.

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в прошлое по «Реке Знаний» в 18 – начало 20 век

Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:“Этот год состоит из двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6 ”.Учитель. Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете сегодня на уроке. Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”.

Учитель мелом на доске пишет тему урока

Работа с таблицей(пишут тему урока)

Учитель: Ребята, может быть из вас кто-нибудь знает, кто был императором Франции и России? (Наполеон Бонапарт и Александр 1).

Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель сам называет их имена.

Учитель: Сейчас я познакомлю вас с ними. Это Александр 1 и Наполеон Бонапарт.

Слайд ( Александр -1)

Биография Александра 1.ЛЕКСАНДР I родился1777, умер1825, российский император с 1801. Вел успешные войны с Турцией и Швецией . При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии , Финляндии , Азербайджана.

Работа с таблицей (имя императора)

В 1804 году императором Франции становится Наполеон Бонапарт.

Слайд (наполеон)

Ещё в детстве, он мечтал о военных победах. В 24 года он произведён в чин генерала . С одной стороны — блестящий полководец, обаятельная личность, гордость Франции, с другой стороны — захватчик, разрушающий города, проливающий кровь, несущий смерть, страдания, боль и слезы. Более 15-ти лет водил он войска в разные страны — и всюду побеждал. Он планировал захватить Россию, и стать владыкой мира.

Работа с таблицей ( имя Наполеона).

Учитель: Но Наполеон был не только императором Франции, он являлся главнокомандующим французской армии.

Работа с таблицей (имя главнокомандующим Франции)

Изучение нового материала

Учитель: (Слайд карта) И так, давайте вернёмся в 1812 год.

К этому времени почти вся Европа была в его подчинении Наполеона. Оставалось завоевать Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией. На Россию двигалась лавина, смерч, который не знал препятствий и поражений. Наполеон, обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался. Наполеон привел к границам России огромную армию. Работа с картой (раскрашивание стрелок у границы с Россией) Самой главной целью Наполеона была Москва (показать на карте Москву, выделить её). Работа с учебником на стр.80 В ночь на 12 июня 1812 началась война. Работа учащихся с таблицей (дата войны)  Численность французской армии составляла 638 тысяч человек и 1372 орудия. Русская армия была в 3 раза меньше — 240 тысяч человек при 934 орудиях.

Работа учащихся с таблицей ( численность армий) Наши военачальники, видя тройное превосходство противника, понимали: если немедленно броситься в бой и драться до последнего, то это приведет к неминуемому поражению и гибели всей России. Поэтому было принято единственно верное решение: увернуться от удара противника, сберечь войска, отвести их в глубь России, соединить три армии в единое целое у города Смоленска. Работа с картой (стрелки к Смоленску) Наполеон не сомневался в захвате Смоленска быстро и без особых потерь.

16 августа 1812 г. на рассвете Наполеон обрушил на укрепления русских пехоту, кавалерию и огонь 300 орудий. Под их ядрами запылал весь город.

Работа с таблицей (дата)

Работа с картой (стрелки французов к Смоленску)

Слайд (Смоленск)

Горели дома, продовольственные лавки, сараи, амбары. Рушились здания. Среди огня, в дыму и пыли, метались жители, плакали дети, стонали раненые. Наполеон бросил на штурм Смоленска лучшие армии.

В этом сражении он потерял 15000 солдат и офицеров — и не достиг цели. Русская армия, потеряв 10000 человек. Работа с таблицей (численность потерь армий).

Она сохранила свои основные силы, но снова отошла, закрывая дорогу на Москву. Наполеон преследовал ее, желая разгромить, но каждый раз, настигая, получал отпор, неся большие потери. Наполеона всегда поражала стойкость и боевое умение русских солдат.

Но тревожила Наполеона не только стойкость русских солдат, но и ненависть мирных жителей России. Слайд (народное сопротивление) Работа с учебником на стр. 82

Учитель: Как вы можете охарактеризовать русский народ? Какие черты характера присутствуют у людей, которые встали на за защиту родины? Весь народ России поднялся на священную войну.

Жители сел и городов уходили в леса, отдаленные от военных действий, забирали продовольствие, угоняли скот, жгли стога сена и хлеба, чтобы они не достались врагу. Французские солдаты голодали, гибли от бескормицы лошади. Партизанские отряды наносили большой урон врагу потому, что нападали внезапно, ночами и на рассвете, из лесов и засад. Учитель: Как вы думаете, какое название получила война 1812 года после того, как на защиту родины встал весь народ? (Просто война превратилась в войну Отечественную). Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан.

Когда  Наполеон взял Смоленск, и серьезная опасность нависла над Россией, Александр I  назначил Кутузова Главнокомандующим. Работа с таблицей (учащиеся записывают главнокомандущего). Слайд (Кутузова) Работа с учебником на стр. 81 Михаил Илларионович Кутузов родился в Петербурге. Был образованным человеком своего времени. Он знал немецкий, шведский, английский, турецкий, латинский языки, любил историю, литературу, особенно  увлекался математикой. Слайд (Кутузов на коне) Солдаты говорить: «Приехал Кутузов бить французов» (ему уже было 67 лет, и жить оставалось менее года.) Учитель: Так где же должно было произойти решающее сражение по мнению Кутузова? Решающее сражение на поле близ села Бородино.( 110 км. к западу от Москвы). И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!Построили редут.У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушкиФранцузы тут как тут. Работа учащихся с картой (найти Бородино) Соотношение сил было следующим: — у французов – 130 000 солдат и 587 орудий;у русских – 120 000 солдат и 640 орудий. Работа с таблицей (численность солдат). Слайд (отдых солдат) Физминутка

26 августа в 5 часов 30 минут утра грянул бой. Работа с таблицей (дата сражения) Слайд (Бородино) Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа. Это сражение продолжалось 15 часов. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Бородинское поле было усеяно телами убитых французов и русских. Вам не видать таких сражений,Носились знамена, как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел. Слайд (потери) Узнав о больших потерях (около 60 тысяч убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. У русских — свыше 40 тысяч убитыми. Работа с таблицей (потери )

Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве. Слайд (карта, показать стрелки русских войск к Москве) Работа учащихся с картами (раскрашивание стрелок). Самостоятельно Французская армия двинулась к Москве, навстречу своей неизбежной гибели. Работа с картой (стрелки французов к Москве) 1 сентября, Кутузов решил оставить Москву без боя. “Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит, и всю Россию». Учитель: Объясните смысл слов и поступка великого полководца. Почему он так поступил? (ответы детей). На следующий день русская армия ушла из Москвы. Наполеон торжествует. 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Работа с таблицей (дата входа войск Наполеона в Москву) Работа с учебником на стр. 82 (последний абзац) Учитель: Что ожидало Наполеона в Москве?(ответ)  «Но не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар — Она готовила пожар нетерпеливому герою».

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).

Однако это не принесло Наполеону победы в войне.

Учитель: Что же произошло дальше, мы узнаем, прочитав на стр. 82-83 текст. Русское войско под руководством Кутузова разбили непобедимое войско Наполеона. 14 декабря последний солдат французской армии покинул пределы Российской империи. Михаил Илларионович Кутузов поздравил свои войска с победой. «Какой полководец не поразит врагов с таким мужественным народом? Я счастлив предводительствовать русскими». «Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!». Работа с таблицей (дата победы)Десятки французских знамен были склонены к ногам императора Александра I в знак победы над врагом, Александр I наградил Кутузова высшим военным отличием — Георгиевский крест I степени. Слайд (крест) В честь победы русских войск в войне и в память о погибших русских солдатах 1812 г. в Москве был воздвигнут храм Христа Спасителя. Так закончилась Отечественная война 1812 года.

В 2012 году исполняется знаменательная дата в общественной и политической жизни России — 200 лет Отечественной войне 1812 года, которая стала событием национального и европейского значения.

Закрепление изученного.

Работа с карточками (красные-да, синие –нет)

— Бородинское сражение произошло в 1813 году.

— Главнокомандующий русских войск был Кутузов.

— Война 1812 года называется Отечественной, потому что на войну поднялся весь народ.

— Французская армия вторглась в Россию в 1812 году.

— Французским императором и главнокомандующим 1812 года был Александр 1.

Итог урока:

— О каком историческом событии мы сегодня говорили?

Тест (самостоятельно)

7. Домашнее задание: по вашим таблицам уметь воспроизводить события 1812 года, уметь работать с картой. Нарисовать рисунок к любому сюжету или выучить отрывок стихотворения «Бородино».






See also:
Яндекс.Метрика