Урок окружающего мира Осторожно огонь для 2 класса


МБОУ Бучальская СОШ

Открытый урок

по окружающему миру

во 2 классе

Тема:

«Осоторжно: огонь!»

Провела:

учитель начальных классов

Кувшинова О.В.

Технологическая карта урока.

Организационная информация

Тема урока

Осторожно: огонь!

Предмет, УМК

Окружающий мир, «Школа России»

Класс

2 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Кувшинова Оксана Вячеславовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа

Методическая информация

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

— искать нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике;

– анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

– понимать заданный вопрос;

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

— систематизация знаний обучающихся о мерах по предупреждению пожаров и правил поведения во время пожара.

– в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

–на основе анализа и сравнения группировать материал по заданному основанию;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

–иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи;

– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Задачи урока

Образовательные:

систематизировать знания обучающихся о причинах возникновения и мерах предупреждения пожаров;

выработать у обучающихся последовательность действий при пожаре;

формировать умения правильно вести себя в экстремальных ситуациях

Развивающие:

развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;

развивать образное мышление, связную речь обучающихся;

формировать умение аргументировать своё мнение;

Воспитательные:

развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе;

способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения;

воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости;

развивать любознательность и интерес к учебной деятельности;

формировать у обучающихся навыки для сохранения своей жизни и жизни окружающих.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение

Технологии формирования УУД

1) проблемно-диалогическая технология

2) организация учебного сотрудничества

3) технология оценки образовательных достижений

4) информационно-коммуникативные технологии

Методы:

метод проблемного изложения в обучении

частично-поисковый метод обучения

исследовательский метод обучения

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа

Время реализации урока

45 минут

Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/

закрепят/ обучающиеся в ходе урока

Предметные универсальные действия

— знать и правильно употреблять термины и понятия темы;

— научиться характеризовать свойства огня;

— понимать значение огня в жизни людей;

— отрабатывать правила пожарной безопасности.

Обучающийся научится:

— правилам поведения по предотвращению пожара и действий при пожаре;

 Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к заданиям урока;

– представление об основных нормах поведения в жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– оценки жизненных ситуаций с точки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях, способности отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

–оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– адекватно воспринимать оценки своей работы учителями;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД

отвечать на простые вопросы учителя,  

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

— устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить доказательства, практические действия

Коммуникативные УУД

— умение формулировать высказывание;

— умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим; умение согласовывать позиции и находить общее решение;

— умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

— общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Термины и понятия

Огонь, опасность, пожарная безопасность, огнетушитель, пожарная служба, чрезвычайная ситуация, эвакуация

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение урока

Авторская презентация “Осторожно, огонь!”, выполненная в программе PowerPoint.

Музыкальное сопровождение: «Гроза»

Сообщение по теме

Рисунки детей, сотовый телефон.

Карточки с заданиями для работы в парах, групповой работы.

Список учебной и дополнительной литературы

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 2 к учебнику для 2 класса “Окружающий мир”. М.: Просвещение, 2011 г.

Ход и содержание урока

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся.

Совместная с обучающимися постановка темы и цели урока.

Цель: — создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить детей на работу. Научить определять тему и цель занятия до начала выполнения работы.

Учитель: — Ребята, сегодня у нас много гостей. Гостям мы рады. Давайте улыбнёмся друг — другу и начнём наше путешествие по окружающему миру.

— На предыдущих уроках мы говорили о различных опасностях. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с … А вот с чем, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд 2)

Внимание! Загадка:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может — два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

— Итак, ребята, как вы думаете. Какова тема нашего сегодняшнего урока? О каких опасностях будем говорить на уроке? (Пожар, огонь…)

Учитель: — Верно. Назовём наш урок «Осторожно: огонь!»

Какие задачи стоят перед нами?

— узнать о причинах возникновения и мерах предупреждения пожаров;

— научиться правильно вести себя в экстремальных ситуациях

— выработать алгоритм действий при пожаре; (слайд 3)

Работа по теме урока. Подготовка учащихся к  сознательному усвоению нового материала.

Цели:

— познакомить с понятиями: огонь, пожар

— развитие мышления и грамотной речи учащихся;

-В словаре Ожегова слово «огонь» имеет несколько значений:

— Пламя

— Свет от осветительных приборов

— Боевая стрельба

— Внутреннее горение, страсть (переносное значение)

— То же, что жар.

— Как вы думаете, какое значение этого слова нас сегодня интересует? (пламя) (слайд 4)

-Сегодня мы с вами поговорим о такой страшной беде, как пожар, выясним, что нужно делать, если он вдруг начался, обсудим, как его можно избежать.

Огонь с древних времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне.

— Ребята, а какие пословицы, поговорки, загадки об огне знаете вы? (Без рук, без ног, а на гору ползёт. Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает, без зубов, а кусает. Вор обкрадёт, стены останутся, а огонь в раз разорит. Искра мала, да огонёк велик. Спички не игрушка, огонь не забава. Там не загорится, где огня нет. Упустишь огонь — не потушишь. Дыма без огня не бывает. Дорого при пожаре и ведро воды.)

1. Создание проблемной ситуации

Учитель: — Послушайте наших корреспондентов. Они подготовили сводку о пожарах в нашей области за последние 3 года.

(Ученики зачитывают статистические данные о пожарах в Кимовском районе и Тульской области) (слайды 5 — 8)

Учитель: — В первых числах января, во время новогодних праздников, число пожаров всё – таки бывает больше. Почему? (Люди не соблюдают правила пожарной безопасности, невнимательно относятся к бытовым приборам, во время праздников зажигают бенгальские огни в квартирах, забывают выключить гирлянды на новогодних ёлках.)

Учитель: — Попробуем разобраться в этой проблеме. Нужен ли вообще огонь людям?

— Огонь друг человеку или враг? Как вы думаете?

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

— развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе;

— способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения;

— воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости;

Учитель: — Сейчас вам предстоит работать в группах

Пожалуйста, вспомните правила работы в группе. (Помогать друг другу, работать дружно и тихо, выслушивать мнение каждого.)

Учитель: — Верно. Каждая группа получит своё задание.

1 группа – приведите примеры, когда огонь является человеку другом.

2 группа – назовите, в каких случаях огонь – враг человека.

Учитель: — Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование, готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. (слайд 9).

Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. Иногда — на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите. (слайд 10-11).

А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает

наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы. Электрическим током «питаются» и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, утюги, холодильники… (слайд 12-14).

С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печет.

— А людям каких профессий огонь помогает в работе? (Повару, пекарю, сталевару, космонавту.)

Учитель: Молодцы! Сейчас мы увидим, в каких ещё профессиях необходим огонь.

(На слайдах появляются изображения сталевара, сварщика, кузнеца, стеклодува, повара, пекаря во время работы) (слайд 16)

Знают все: человек без огня,

Не живёт ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь — повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнём,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика